Автостраховщикам не снести головы

После совещания в Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР) президиум Российского союза автостраховщиков (РСА) отказался принять отставку своего президента Павла Бунина, но назначил досрочные выборы главы РСА на 20 марта 2012 года. Одновременно ФСФР поручила РСА проверить по существу обвинения в адрес «Росгосстраха» и его партнера ЗАО «Техосмотр» в дискредитации системы техосмотра (ТО) в версии, вступившей в силу с 1 января. «Росгосстрах» неофициально обвиняет в скандале выгодоприобретателей старой системы ТО.

08:07
Коммерсантъ
Минувшую пятницу страховые чиновники и главы крупнейших страховых компаний провели вместе, плавно перетекая в совещаниях с одной площадки на другую. Предмет острых дискуссий — ситуация вокруг скандальной отставки президента Российского союза автостраховщиков Павла Бунина. Итогами дня стали отказ президиума РСА принять заявление господина Бунина и требование ФСФР провести проверки в «Росгосстрахе» и его партнере по техосмотру — ЗАО «Техосмотр».

О разногласиях глав крупных страховых компаний, результатом которых стало заявление об уходе с поста президента РСА Павла Бунина, «Ъ» писал 20 января. Ряд крупных компаний посчитали, что в сбое реформы техосмотра виноват президент союза. РСА уполномочен аккредитовывать частные компании, с 1 января 2012 года имеющие право выдавать талоны техосмотра наряду с немногочисленными государственными пунктами техосмотра, причем с той же даты только при наличии талона ТО продаются полисы ОСАГО. Однако с начала года из-за юридических и технических нестыковок с системой аккредитации лишь немногие страховые компании получили возможность продавать ОСАГО — до аккредитации крупных игроков на рынке ТО крупнейшим продавцом ОСАГО стал «Росгосстрах», партнером которого выступает в Москве ЗАО «Техосмотр». По сути, конкуренты «Росгосстраха» почти официально обвиняют РСА, «Росгосстрах» и ЗАО «Техосмотр» в попытке переделить рынок ОСАГО и в выдаче талонов техосмотра «Росгосстрахом» и ЗАО без какого-либо контроля за состоянием автотранспортных средств. 

Господин Бунин подал в отставку именно после появления этих обвинений. В минувшую пятницу в 14:00 глава ФСФР Дмитрий Панкин провел встречу с фигурантами конфликта. Как рассказал «Ъ» участник совещания, проходившего в закрытом режиме, скандал в РСА признан, по крайней мере, частично обоснованным — союз ждут реформы и «разбор полетов». «Есть претензии к системе управления РСА плюс нежелание компаний договариваться друг с другом. Кто-то обвиняет РСА в том, что союз обслуживает интересы «Росгосстраха», кто-то в том, что союз создан для обеспечения интересов людей у власти. Но правда в том, что прошло девять лет с момента запуска ОСАГО и система управления в РСА нуждается в изменениях»,— прокомментировал собеседник «Ъ» итоги встречи. 

Госструктуры подтвердили наличие и легитимность претензий к главе РСА, но потребовали времени на проверку. Как говорится в официальном заявлении ФСФР, по результатам встречи было принято решение о создании рабочей группы с участием чиновников службы, которая подготовит предложения по реорганизации органов управления РСА и упорядочит взаимодействие страховщиков с союзом по вопросам техосмотра. Кроме того, ФСФР в ближайшее время направит в РСА требование о проведении проверки деятельности «Росгосстраха» по выдаче полисов ОСАГО. Служба также потребует от РСА проведения проверки ЗАО «Техосмотр» на предмет соблюдения им правил техосмотра и принятия по результатам решения вплоть до лишения оператора аккредитации РСА. 

Через два часа, в 16:00, состоялось заседание президиума РСА, посвященное рассмотрению заявления господина Бунина. Собрание, по данным «Ъ», прошло в дискуссиях автостраховщиков на сильно повышенных тонах. Но по его итогам отставки Павла Бунина, избранного президентом союза в марте 2010 года, союз не принял, хотя и не подтвердил его долгосрочные полномочия. По уставу президентский срок в РСА длится три года — таким образом, очередные выборы в союзе должны были пройти в 2013 году, а президиум РСА назначил дату внеочередного общего собрания членов союза на 20 марта 2012 года и сформировал повестку дня: в нее включены вопросы реорганизации системы управления РСА и избрания нового президента. Таким образом, президиум союза подтвердил досрочные выборы президента РСА и перенес их на два месяца. 

На двухмесячной паузе в публичном конфликте, намекают участники рынка, ФСФР настояла в основном по политическим соображениям — подведение итогов «разбора полетов» в РСА должно завершиться уже после первого (вероятно, как предполагается, и последнего) тура президентских выборов 4 марта. «Никому конфликты до марта не нужны. Органы власти вмешались и убедили страховщиков в том, что в таком социально важном виде, как ОСАГО, нельзя делать резких движений»,— заявил «Ъ» анонимный участник встреч в ФСФР и РСА. 

Суть конфликта за пределами официальных комментариев стороны почти не раскрывают. Впрочем, у «Росгосстраха», похоже, есть свои аргументы против обвинений в том, что РСА «подыграл» компании на рынке ОСАГО в январе 2012 года. Источник, близкий к «Росгосстраху», заявил «Ъ», что все происходящее — «борьба коррумпированной системы операторов техосмотра с новой реформой». «Раньше талон ТО стоил автовладельцу в Москве без нервотрепки с процедурой техосмотра 4-5 тыс. руб. Сейчас в «Росгосстрахе» его можно купить за 600 руб. Главные провокаторы — это лишившиеся заработка операторы ТО и склочные страховщики, которые сами порой беспардонно и цинично нарушают закон, продавая полисы ОСАГО без талона ТО»,— говорит он. О том, как «Росгосстрах» работает в новой системе ОСАГО-ТО, уже сегодня на брифинге намерен рассказать глава страховщика Данил Хачатуров. 

Происходящее выглядит как прямое следствие достаточно бессмысленного «компромисса» по рынку техосмотра. Обвинения в адрес «Росгосстраха» в «продаже ТО без реального техосмотра» (компания, согласно ее объяснениям, в отношении ряда клиентов использует возможность частичного заполнения бланков ТО и договоров ею самой и до, а не после прохождения самой процедуры ТО) с экономической точки зрения абсурдно. Если техосмотр необходим и влияет на уровень аварийности автотранспортных средств, «Росгосстрах» уже через несколько месяцев после гипотетического начала операции по «виртуальному техосмотру» понесет крупные убытки. Если же «виртуальный техосмотр», есть он или нет, не принесет убытков — правы сторонники его полной отмены как обязательного института, Тем временем и оппоненты «Росгосстраха», и сам «Росгосстрах», и ГИБДД заявляют о том, что техосмотр необходим. И также очевидно, что возложение на автостраховщика, а не на специализированные компании функций по проверке техсостояния страхуемого ими транспорта само по себе обеспечило бы необходимую связь между экономикой страховых компаний, ОСАГО и техосмотром, но лишило бы заработков операторов ТО. 

Скорее всего, к марту 2012 года ситуация упростится — так или иначе техосмотр будет дешеветь, а с появлением новых операторов ТО преимущества «Росгосстраха» в ОСАГО быстро сойдут на нет. Но неизвестно, чем закончится реформа в самом РСА. Из потенциальных кандидатов на пост будущего президента РСА на рынке называют управленца Страхового дома ВСК Евгения Уфимцева, бывшего главного страхового чиновника Александра Коваля и нынешнего президента Павла Бунина. По словам участников рынка, из всех перечисленных господ лучшие шансы остаться главой союза у нынешнего президента. 
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля