Введение специализированного депозитария на рынке страхования жизни может негативно сказаться на нем. Об этом, как стало известно «Известиям», первый зампредседателя правительства Игорь Шувалов сообщил президенту. Он указал, что обязательное использование страховщиками спецдепа при инвестировании средств может привести к увеличению их расходов, и как следствие — к удорожанию продуктов. Шувалов также не исключил сценарий, при котором компании по страхованию жизни вовсе откажутся от данной деятельности.
Поручение проработать вопрос об использовании спецдепа на страховом рынке в декабре прошлого года дал президент, на тот момент Дмитрий Медведев. На первом этапе данный механизм планируется реализовать в сфере страхования жизни. Сегодня специализированный депозитарий применяется на рынке пенсионного обеспечения — он хранит ценные бумаги, в которые вложены средства, и ведет их учет. Со страховщиками спецдепы пока не работают. Введение данного института на рынке призвано усилить контроль за качеством бумаг, в которые инвестируют страховщики.
Как рассказал «Известиям» источник в правительстве, в ответ на поручение первый вице-премьер Игорь Шувалов сообщил Владимиру Путину, что применение на рынке страхования жизни спецдепа позволит обеспечить «максимальную надежность и сохранность средств». Это будет способствовать повышению доверия граждан к страховщикам жизни.
При этом могут увеличиться расходы страховщиков на ведение дел. Следствием может стать рост тарифов на рынке или уменьшение размера выплат застрахованным гражданам, указал Шувалов. Он также не исключил сценарий, при котором из-за снижения прибыли компании вовсе могут свернуть деятельность по страхованию жизни. В настоящее время доля данного продукта на российском страховом рынке и так составляет лишь около 3%. В странах с развитой экономикой показатель достигает порядка 50%.
В связи с этим Шувалов сообщил президенту о прорабатываемых мерах, которые позволят нивелировать негативные последствия введения спецдепа. Одна из них — включение страховых организаций в систему обязательного пенсионного страхования (ОПС). Кроме того, планируется рассмотреть возможность применения для них упрощенных форм отчетности.
В перспективе усиливать контроль за тем, как компании по страхованию жизни управляют деньгами клиентов, необходимо, сказал «Известиям» председатель комитета Всероссийского союза страховщиков по развитию страхования жизни Максим Чернин.
— Но усиление надзора за рынком без введения мер, стимулирующих его развитие, вряд ли будет способствовать росту страхования жизни в России. Важна последовательность действий: сначала дать рынку толчок для роста, и лишь затем устанавливать ограничения, а лучше делать это одновременно, — сказал Чернин.
Президент Ассоциации страховщиков жизни Александр Зарецкий добавил, что усиливать контроль за рынком страхования жизни справедливо тогда, когда он заметно вырастет. Пока же, по его словам, речь идет об усилении надзора за 3% российского рынка страхования, причем наименее проблемного — не зафиксировано случаев ни выявления огромного количества нарушений, ни массовых жалоб клиентов, ни банкротств.
Делать ставку на включение страховщиков жизни в систему ОПС преждевременно, поскольку ее дальнейшее существование под вопросом. В правительстве сегодня рассматривается вопрос об отмене накопительной части пенсии в связи с возникшим дефицитом Пенсионного фонда России — за прошлый год он составил 924 млрд рублей. Упрощение отчетности также не станет стимулом для клиентов более активно покупать программы страхования жизни. Спросом будут пользоваться продукты, которые оптимизируют налогообложение клиентов, говорит Зарецкий.
В числе основных стимулов развития рынка страхования жизни участники рынка называют введение налоговых льгот, прежде всего на доходы физических лиц, если те страхуют жизнь. Также, по их словам, важно освободить компании, оформляющие в страховых организациях пенсионные программы и долгосрочные программы накопительного страхования жизни, от социального взноса — в размере 30% от суммы страховой премии. Сегодня подобное послабление предоставлено законом клиентам негосударственных пенсионных фондов, которые таким образом имеют преимущество.
Еще одна мера — введение инвестиционного страхования жизни, при котором клиент берет на себя часть инвестиционных рисков, заложенных в продукте, но при этом имеет возможность получать дополнительный доход от размещения части страхового взноса. Подобные продукты широко распространены на Западе, в России же на текущий момент не легализованы. Наконец, государство может предложить страховщикам жизни в качестве инструмента инвестирования структурные облигации с доходностью «инфляция плюс». «Таким образом те средства, которые государство недополучит на налогах, вернутся через облигации», — подытожил Чернин.
Страхование жизни в России может исчезнуть
Введение специального депозитария для хранения ценных бумаг, на которых зарабатывают страховщики жизни, может уничтожить их бизнес, предупредил Игорь Шувалов президента.