Уход с рынка страхования несостоятельных игроков окажется незаметным для потребителей

О строгости новых подходов, о том, о чьи интересах радеет Федеральная служба страхового надзора (ФССН), о приоритетах в надзорной работе и инструментах достижения целей рассказал глава Росстрахнадзора Александр Коваль в беседе с корреспондентом "Интерфакс-АФИ".

11:02
Финмаркет

-Александр Павлович, на рынке есть ожидания усиления надзорных тенденций, ряд поправок на эту тему в федеральный закон об организации страхового дела обсуждается депутатами Госдумы РФ. Предполагаю, что тема надзора на страховом рынке поднималась на вашей недавней встрече с премьер-министром РФ Владимиром Путиным. Если да, в каком ключе?

- Естественно, обсуждалась. В том числе в беседе затрагивался вопрос адекватности усиления надзорных мер. В частности, премьер высказал опасение, не "перегнем ли палку"?

Я объяснил, что надзор действует строго в рамках закона. Однако это не всегда приводит к желаемому результату. Привел пример ситуации, когда служба выявляет некачественные активы страховщика в структуре принимаемых в покрытие резервов или собственного капитала в виде погашенных или просроченных векселей. В рамках действующего порядка надзор направляет предписания нарушителю, тот реагирует и меняет одни суррогатные бумаги на другие. Формально требование исполнено. Новая проверка - очередное явление некачественных инструментов. Опять выдача предписания и так по кругу. Поэтому внесены уточнения в законодательство о полномочиях ФССН и ставится вопрос о праве службы отозвать лицензию без предупреждения, без предписаний при злостных нарушениях. Ведь понятно же, что подобные "страховщики" существуют на рынке не ради обслуживания клиентов, они преследуют какие-то иные цели. Если компания имеет лицензию, но ее политика не адекватна, зачем ей лицензия?

Росстрахнадзор как орган, выдающий компаниям лицензии, несет свою часть ответственности за обеспечение устойчивости и платежеспособности действующих на рынке игроков. Но у него должно быть право спросить с них.

- Законодатель планирует расширить полномочия ФССН с точки зрения контроля за исполнением нормативов, уточняется перечень нормативов. Зачем это надо?

- Мы разработали систему мониторинга, которая позволяет на ранних стадиях определять признаки неблагополучия в компаниях. Напомню, что новая редакция закона о банкротстве предусматривает возможность разработки и реализации плана оздоровления страховщика, процедуры санации. Таким образом, мониторинг основных финансовых показателей, разработанный службой и готовый к введению в "промышленную эксплуатацию" с июля этого года, окажется частью общей системы. Анализ выдаваемых службой предписаний показал, что только 10% их числа связаны с проблемами финансовой устойчивости. Но именно эта тема становится главной в нашей сегодняшней работе. Потребитель не должен ломать голову над определением того, насколько надежен тот или иной страховщик. Если у компании есть лицензия, она должна отвечать всем установленным законодательством требованиям. И это мы проверим.

- Условия входа на рынок будут меняться в сторону ужесточения?

- Они уже изменились. Не случайно за весь прошлый год ФССН выдал лицензии 2 новым компаниям, с начала этого года - стольким же. Все последние меры направлены на то, чтобы на рынке остались финансово устойчивые, платежеспособные компании. Решить эту задачу мы должны в течение 1,5 - 2 лет. Система надзора на страховом рынке в принципе становится более строгой. Нарушителям закона жизнь станет не в радость.

- Как сообщество отреагировало на планы законодателя многократно повысить требования к минимальным капиталам страховщиков? Жалобы были?

- К нам обратилось всего 2 компании с письмами на эту тему. Их представители обеспокоены тем, смогут ли их акционеры выполнить новые требования? Вместе с тем анализ ФССН показал, что сегодня новым требованиям капитализации не соответствует 59% компаний, представленных на рынке. С учетом последних изменений, предложенных законодателем, когда к этим требованиям добавятся новые - когда будет принята поправка об увеличении уставного капитала страховщиками ОМС до 120 млн рублей с нынешних 30 млн рублей, ситуация усугубится. Когорта тех компаний, кто не соответствует новым требованиям по капиталу вырастет до 65-67% от числа существующих. Мы прогнозируем уход 30-40% численного состава ныне представленных на рынке игроков, однако это практически не скажется на страхователях, поскольку совокупная доля этих страховщиков в общем объеме операций не превышает 5%. Потеря окажется незаметной.

- Каков выход для тех, кому не хватает капитала?

- Можно искать помощи акционеров, можно искать покупателей за рубежом и в России, можно просто объединить бизнесы для усиления присутствия на рынке, возможны варианты продажи компании условно говоря "за рубль" более сильному партнеру на условиях сохранения позиций для руководителей и персонала. По новому законодательству руководитель, вошедший вместе с компанией в зону банкротства, рискует надолго потерять право занимать высокие посты в других страховых компаниях. Он теряет доступ к профессии.

- Коллеги по финансовому рынку последние месяцы обсуждают вопрос, насколько отступил кризис от их "крепостей". Как вам кажется, будет ли тенденция развития бизнеса СК по итогам первого полугодия года положительной?

- По моим ощущениям, тренд позитивный для рынка в целом. Тем не менее, для определенного количества компаний это не так. Их здоровье становится все хуже и хуже, пульс слабее. Очевидно, что некоторые компании из этой группы ждет "тихая голодная смерть".

- Если говорить об отраслевом анализе страхового рынка, в каких зонах вы видите усиление рисков для СК?

- Нас в первую очередь беспокоит ситуация в массовых видах страхования, таких как ОСАГО или автокаско. Следует отметить, что в ОСАГО по итогам первого полугодия этого года наблюдается снижение числа жалоб. Автокаско - достаточно массовый вид добровольного страхования, он менее регулируем в сравнении с ОСАГО. ФССН намерена изменить такое положение вещей и уже более строго относиться к нарушениям в этой сфере.

- Объединения страховщиков ставят вопрос о создании минимальных стандартов оказания страховой услуги, вопрос о нетто-тарифе, полагая, что это даст ориентиры участникам рынка и потребителям. Как вы относитесь к этим новациям?

- Все это полумеры. Я солидарен с прежним главой Росстрахнадзора Ильей Ломакиным-Румянцевым в том, что нам крайне нужен закон о договоре страхования. В нем по каждому виду страхования определяются условия признания страховых событий и есть перечень исключений. Почва для дискуссий исчезает, клиенту все понятно. Если же СК нарушила положения приказов Минфина РФ, связанных с платежеспособностью - эта проблема лежит в сфере надзора.

Как бы ни были хороши стандарты, разработанные профессиональными союзами страховщиков, они носят рекомендательный характер и интересны только членам данных объединений, эти нормы не обязательны к исполнению для всех участников рынка.

- Скажите, в беседе с премьер-министром шла речь о расширении службы страхового надзора? Готова ли ФССН исполнять требования закона о банкротстве, вступающие в силу 27 июля?

- Эта тема обсуждалась, я рассказал о принятом законе в части банкротства страховщиков, о том, какие задачи он решает, о дополнительных полномочиях и о новой работе для надзора, которая прежде никогда не исполнялась. Мы говорим о возможности восстановления платежеспособности и санации СК, о создании института временной администрации. Полагаю, что нам потребуется дополнительная численность для надлежащей реализации требований закона и, скорее всего, специальное управление. Но решать этот вопрос будет правительство, которое своими постановлениями определяет структуру, численность сотрудников.

А установленные законом о банкротстве функции мы готовимся пока исполнять сегодняшним составом. После выхода новой редакции закона о банкротстве Минфину РФ и Минэкономразвития РФ предстоит разработать около 25 подзаконных актов.

- Когда может быть создано новое подразделение и кто его может возглавить?

- Новый бюджетный период начинается с 1 января 2011 года. Надо дождаться решений Минфина и правительства. Зачем резать несуществующий сыр?

Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля