Что необходимо знать о страховании предметов искусства и антиквариата

Речь в данной статье пойдет не о стандартном страховом объекте наподобие дома или автомобиля. Страхование предметов искусства и ценностей – это уникальный процесс, требующий от агента знаний не только в своей профессиональной области, но и в самых разных сферах культуры и искусства. Кроме того, в качестве объекта выступает не только материальное, но и духовное достояние даже не одного конкретного человека (например, коллекционера), а всей страны или в отдельных случаях – мира.

13:29

Классификация культурных ценностей при страховании

В зависимости от этой классификации анализируются разные категории рисков. Культурные ценности могут быть:
  • движимые;
  • недвижимые.

К последнему виду имеет смысл отнести памятники культуры и архитектуры.

Кому интересно страхование культурных ценностей

В данной услуге могут быть заинтересованы:
  • юридические лица (галереи, выставочные павильоны, музеи, аукционы и так далее);
  • частники (коллекционеры, креативные менеджеры, дилеры в области искусства).
Отдельно выделим Министерство культуры Российской Федерации, а также подконтрольные ему структуры и государственные организации.

Возможные риски

Здесь перечень может быть достаточно большим – слишком разнообразна в силу своей специфики отрасль. По этой причине имеет смысл выделить основные и наиболее значимые из рисков.

Базовые риски

Характерны для всех видов страхования. Сюда можно отнести повреждение, уничтожение вследствие стихийных бедствий и пожаров, подтопления и так далее. К базовым рискам также причисляют последствия противоправной или халатной деятельности третьих лиц: воровство, грабеж, кражу, повреждение.

Вандализм

В последнее время все чаще встречается вариант, когда ценные экспонаты специально повреждают ради каких-то политических или экологических манифестов. Такие риски называют индивидуальными. Необходимо понимать, что страхование предметов искусства и антиквариата от вандализма – это, пожалуй, единственный вариант получить в дальнейшем компенсацию, поскольку исполнители подобных акций не смогут возместить и малую толику ущерба.

Форс-мажор

Это понятие достаточно растяжимое. Сюда можно отнести и все вышеперечисленные риски. Но в данном случае стоит говорить о терроризме. В современных реалиях эта проблема действительно серьезна. В первую очередь необходимо застраховать предметы искусства, относящиеся к категории недвижимого имущества, – памятники, здания и сооружения, имеющие историческую ценность.

Титульные риски

 Сюда причислим:
  • Утрату права собственности. При определенных обстоятельствах может выясниться, что документы о приобретении объекта страхования юридически недействительны. В этой ситуации человек лишается дорогостоящего предмета. Компенсация стоимости возможна только при наличии страховки. Понятно, что страховщики до заключения договора проверят всю возможную информацию. Поэтому подобные риски при успешном страховании крайне невелики, хотя и, безусловно, присутствуют.
  • Реституцию. Возвращение объекта старому владельцу, если предмет искусства был изъят незаконно, например во время Второй мировой войны, случается редко, но такой риск присутствует, особенно в отношении древних и крайне дорогих экспонатов. Причем ответчиком может оказаться как музей, так и частное лицо. Кстати, такие случаи на практике вполне возможны. Посмотрите, сколько споров ведется по поводу материальных ценностей на уровне государств.

Финансовые риски

Речь в данном случае идет об обесценивании. Как правило, в произведения искусства инвестируют именно с целью сохранения и приумножения собственных накоплений, если не брать в расчет увлеченных коллекционеров. Обычно обесценивание становится следствием механических повреждений и необходимости реставрации, хотя возможны и иные причины.
 
Поможем выбрать страховую компанию! Читайте отзывы о страховании в:
·       СК «СОГАЗ»;
·       СК «МАКС»;
·       страховом доме ВСК.

Оценка предметов искусства

Страхование предметов искусства и культурных ценностей осуществляется исключительно после проведения их независимой оценки. Для государственных коллекций, хранящихся в музеях и галереях, этим занимается Экспертная фондово-закупочная комиссия. Указанная оценщиками сумма прописывается в полисе. Если договор касается внутреннего пользования, то фигурирует сумма в рублях, если планируется вывоз за пределы Российской Федерации, например на выставки или показы, то еще и в иностранной валюте (обычно в долларах США или евро).

Для проведения оценки эксперты используют следующую информацию:
1. Сформированная практика как для РФ, так и для других государств.

2. Уникальность предмета, который планируется застраховать. Если таких изделий больше нет, то и цена будет выше.

3. Мнение других экспертов, в том числе зарубежных.

В заключение отметим: страхование предметов искусства – услуга штучная, по этой причине весьма вариативная в плане условий и рассматриваемых рисков. Как следствие, при заключении договора имеет смысл разговаривать со страховщиками, выдвигать свои условия. Поскольку конкуренция на страховом рынке зашкаливает, получить максимально выгодные для себя (речь о владельцах материальных ценностей) условия вполне реально.
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля