Как вернуть налоговый вычет за страхование жизни

С 2015 года граждане России на законных основаниях имеют право вернуть часть налогов на сумму, потраченную на страхование жизни. Статья посвящена тому, как получить вычет: какой алгоритм действий, кто претендует на вычет и какие у этого всего подводные камни.

21:07

Что такое налоговый вычет и каким он бывает

По закону физическое лицо платит в бюджет налог 13% от дохода (НДФЛ). Раз в год появляется возможность вернуть часть отчислений и потратить их на цели, дозволенные государством.

Существует 5 категорий вычета:
  • стандартный;
  • социальный;
  • имущественный;
  • профессиональный;
  • инвестиционный.
В каждой категории свой список, он пополняется новыми позициями. Включается сюда и налоговый вычет на страхование жизни – взносы по страховке входят в категорию социального вычета (так же, как и оплата медицинского обслуживания). 

Для каждого типа определены лимиты возврата и указаны условия. Социальный вычет ограничен размером в 120 тыс. руб.: нельзя вернуть налог с суммы, большей, чем эта. Удержанные со 120 тыс. руб. 13% (это 15,6 тыс. руб.) — максимальная сумма, больше нее государство не вернет.

Кто получает право на возврат

Право на возвращение 13% от суммы страховки определяется условиями социального налогового вычета.

Условия для получения: 
  • документ, подтверждающий оформленную страховку, заключен на срок 5 или более лет;
  • среди упомянутых в договоре рисков — смерть застрахованного лица или дожитие до указанного возраста (определяется сторонами при заключении);
  • деньги были потрачены на страховку близких родственников (родителей, родных или приемных детей, супруга или супруги заявителя или владельца страхового полиса) и не более трех лет назад.
Важно! 120 тыс. руб. — это сумма для всей категории, т. е. в случае, когда заявитель хочет вернуть деньги еще и по другим позициям, он учитывает это ограничение. Значит, когда в совокупности 13% от всех позиций превышают 15,6 тыс. руб., какую-то придется убрать. Для суммы меньше 120 тыс. руб. вычет соответственно меньше, чем 15,6 тыс. руб. 

Главное! Часть позиций не суммируется: расходы на обучение детей, благотворительная деятельность, дорогостоящее лечение. Они рассматриваются независимо от остальных.

Какие документы необходимы

Главный документ — декларация на налоговый вычет при страховании жизни (оригинал 3-НДФЛ). Остальной список: форма 2-НДФЛ, заверенные копии страховых документов (договора, лицензии страховой компании), заверенные чеки, подтверждающие совершенные платежи по взносам для указанной страховой фирмы, заверенная копия паспорта, включая страницу с пропиской. Нотариальная доверенность не требуется, достаточно указать на каждой странице «Копия верна», указать актуальную дату, поставить подпись.

После сбора документов составляется заявление. Заявитель обозначает основания для предоставления вычета, указывает реквизиты для перевода.

Важно! Банковские документы о переводах в страховую можно заменить на справку об уплате взносов, ее предоставляет страховщик. 

Обратите внимание! Если в заверенной копии договора указаны реквизиты страховой компании — не обязательно предоставлять ее лицензию.

Требования к договору: должны быть указаны информация о застрахованном лице, условия для страхового случая, размер выплаты, срок действия. Для договоров, касающихся родственников, необходимо подтвердить родство, предоставив копии документов (свидетельства о рождении/акта из ЗАГСа/документов об установленной опеке).
 
Полезная информация для наших читателей:
- отзывы о СК МАКС;
- отзывы о страховке ВСК.

Как и куда подать документы

Существует два способа подачи документов на налоговый вычет по страхованию жизни и здоровья: через налоговую (ФНС) или работодателя (бухгалтерию). 

Главное! Заявление подается в течение всего года (для оформления страховки), не до апреля, как бывает с доходами.

Работодатель не удерживает НДФЛ с зарплаты на месяц подачи заявления, далее в течение 3 месяцев возвращает всю сумму вычета. Так возвращается вычет для текущего календарного года (до его завершения), для других (срок давности не более 3 лет) обращаются в ФНС.

Алгоритм:
  • работник сначала идет в ФНС, подает туда заявление и прикрепляет документы (для того, чтобы подтвердить работодателю свое право на выплату);
  • при подаче заявления указывается не налоговый вычет по страховке, а «подтверждение права на получение социальных налоговых льгот»;
  • заявление рассматривают месяц, далее работник с подтверждением от налоговой приходит к работодателю (предварительно налоговая сама отправляет ему уведомление о своем решении), пишет заявление на вычет, отдает его и документ от ФНС в бухгалтерию.
ФНС потребует заполнить декларации 3-НДФЛ за период, для которого оформляется вычет. Документы гражданин подает в отделение налоговой по месту жительства:
  • при заполнении декларации заявитель указывает, с каких доходов за требуемый временной промежуток были удержаны налоги;
  • каждый доход следует подтвердить платежной квитанцией (на сайте есть форма для прикрепления сканов);
  • после подсчета и указания всех доходов заявитель указывает окончательную сумму для вычета, прикрепляет документы и ждет результата.
Далее следует камеральная проверка: уполномоченный налоговый орган в срок от одного до трех месяцев проверяет действительность поданных бумаг, выносит решение о праве на вычет, доносит его до заявителя. Деньги автоматически поступают на счет, указанный в заявлении, иногда обгоняя официальное уведомление от ФНС.

Важно! Существует возможность отправлять документы онлайн (цветные сканы) через личный кабинет в ФНС, без личных встреч с налоговым инспектором. Формы 2-НДФЛ создаются там автоматически, что упрощает подачу.
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля