Как застраховать яхту или катер: нюансы страхования для любителей водных прогулок

Одним из популярных видов морских страховых услуг является страхование яхт и катеров. Оно доступно всем владельцам маломерных судов, зарегистрированных в РФ или за пределами страны. Условия покупки полиса зависят от выбранного страховщика. Так как стоимость морских судов зачастую высокая, при оформлении договора нужно помнить о нюансах страховых услуг.

12:46

Что представляет собой полис

Страхование яхты является популярной услугой у владельцев маломерных судов. Ее оформляют собственники катеров, а также аналогичных объектов морского страхования. 

Принципы действия полиса такие же, как при защите других видов движимого имущества, – владелец защищает свою собственность от кражи и/или повреждений, а также может оформить защиту интересов третьих лиц от действий, связанных с причинением вреда при эксплуатации своего объекта частной собственности. 

СПРАВКА! Отличием морского страхования является то, что яхты и катера используются только для передвижения по воде. В остальном эти виды страховых объектов защищены так же, как и прочие виды частного имущества. 

Отличием также можно назвать высокую стоимость: цена на некоторые средства передвижения может достигать нескольких миллионов в рублях или иностранной валюте. Поэтому ряд страховщиков предлагает покрытие в размере до 100 000 000 евро. Такие суммы страхования обычно встречаются, если владельцы судов используют их для передвижения за рубеж. 

Условия страхования

Страховка яхты или другого судна включает ряд условий, о которых следует знать до оплаты полиса. Страхователями могут быть владельцы:
  • яхт и катеров;
  • моторных лодок;
  • прочих маломерных судов.
Место регистрации судна для большинства компаний значения не имеет. Большинство страховых компаний России предоставляют услуги и для резидентов, и нерезидентам. В последнем случае может потребоваться разрешение на временное проживание в РФ в период получения страховых услуг. 

Особенности договора

Страхование лодок, катеров или яхт основано на защите собственности владельца морских судов или его ответственности перед третьими лицами. Последнее связано с риском причинения вреда тем, кто стал жертвой морского ДТП. Это ситуации, когда катер, яхта, лодка и прочие застрахованные объекты столкнулись с другими видами маломерных судов. 

Риски зависят от выбранного страховщика и предпочтений страхователя. К числу распространенных относят:
  • полную или частичную гибель судна;
  • кражу или хищение объекта страхования;
  • убытки, связанные с поиском или восстановлением яхт, катеров и других маломерных судов;
  • причинение вреда окружающей среде или третьим лицам в результате крушения, столкновения с другими судами и т. д. 
Некоторые договоры предусматривают фиксированный список рисков, который не подлежит изменению. Но чаще фирмы заинтересованы в том, чтобы у страхователей был выбор, какие из непредвиденных обстоятельств включить в полис дополнительно. От этого зависит увеличение страховой премии. 
 

Необходимые для страхования документы 

Застраховать катер от кражи или прочих рисков можно при наличии ряда документов:
  • паспорта владельца;
  • свидетельства о регистрации судна;
  • договора, подтверждающего права на катер и прочие маломерные суда;
  • документа, подтверждающего основания возникновения права собственности.
СПРАВКА! Последний вид документов актуален при покупке в кредит, когда страховка является обязательным условием кредитора. 

Если договор оформляет представитель страхователя, требуется доверенность, заверенная у нотариуса. В ряде случаев список документов будет шире, если этого требуют страховщик и условия страхового договора. Например, нерезидентам требуются документ о ВНЖ или прочие документы, подтверждающие законность пребывания в России на момент оформления договора. 

Онлайн-услуги в морском страховании – редкость, так как осмотр объектов собственности, стоимость которых в ряде случаев достигает нескольких миллионов, проводится только очно. Исключение не делают даже для недорогих яхт, потому что оценка страхового объекта должна соответствовать его рыночной стоимости. 

Действие договора

Катера и яхты могут передвигаться по акватории РФ или между странами. В последнем случае допускается оформление полиса рейсового характера, когда маломерное судно защищено страховкой в течение всего периода путешествия. 

Но практика показывает, что владельцы частных яхт и катеров обычно страхуют их на более длительный срок – 1-2 года, защищая от всех интересующих собственника рисков вне зависимости от места нахождения объектов. Рейсовые страховые услуги больше актуальны для крупных морских судов – например, коммерческих танкеров. 

Действие договора страхования яхты или другого маломерного судна начинается с момента его подписания и оканчивается периодом, прописанным в соглашении. По окончании периода страхования клиенты могут обратиться к страховщику, чтобы продлить договор. Условия пролонгации зависят от действующих на момент продления тарифов. 

Какие риски не страхуются

Страхование катеров и других маломерных судов включает те виды рисков, которые прописаны в договоре. К их выбору следует относиться внимательно: отсутствие важных для страхователя видов рисков приведет к тому, что в случае их возникновения получить возмещение не удастся. В таком случае все расходы лягут на владельца имущества. 

При этом некоторые виды рисков страховщики, как правило, в полис не включают. К ним относятся:
  • повреждение или полное уничтожение яхты/катера, которые находятся не на плаву. Об изменении состояния страхового объекта страхователь должен сообщать компании заранее, потому что в случае дефектов судна во время его простоя получить страховую компенсацию не выйдет;
  • естественный износ яхт и катеров, связанный с правильной эксплуатацией. Нельзя застраховать маломерные суда от коррозии или обветшалости, потому что эти процессы происходят по причине износа в связи с окончанием срока использования судна. Конечно, у разных собственников износ судна может происходить в разные сроки, но к страховому договору такие дефекты обычно привязать нельзя, потому что они возникают вне зависимости от внешних обстоятельств эксплуатации катера или яхты;
  • преднамеренное повреждение имущества. Обычно это связано с дефектами, которые страхователи наносят объекту страхового договора самостоятельно с целью получить компенсацию. Такие случаи относятся к мошенничеству и не оплачиваются страховщиком даже при выявлении дефектов судна;
  • повреждение при эксплуатации страхового объекта с нарушением водного законодательства. Особенно это касается яхты или катера, которые пересекают акваторию других стран;
  • повреждение, которое появилось после снятия судна с регистрации. Важно, чтобы объект собственности был официально зарегистрирован. Допускается перерегистрация судна в период действия договора страхования, но об изменениях в документах страховщик должен быть уведомлен заранее. 
Есть и другие риски-исключения, компенсация по которым при повреждении страховых объектов не полагается. Обстоятельства, при наступлении которых получить оплату не удастся, страхователь должен уточнять у менеджера во время заключения договора. 
 
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля