Некачественный ремонт автомобиля по ОСАГО – что делать и куда обращаться

В случае дорожной аварии владельцу полиса «автогражданки» восстановят транспортное средство на станции техобслуживания, аккредитованной в страховой компании, или же компенсируют стоимость ремонтных работ в денежном эквиваленте. Правовые основания для выбора в пользу второго варианта предусмотрены в законе об ОСАГО (ст. 12, п. 16.1). СК выгоднее выплачивать клиенту деньги, а не восстанавливать машину за свой счет. Ситуация усугубляется тем, что не всегда возможно определить, хорошо ли выполнил работу сервисный центр. Случаи, когда на станции техобслуживания делают некачественный ремонт автомобиля по ОСАГО, стали обыденностью. Какие пути решения проблемы существуют для клиента? Рассмотрим этот вопрос подробнее.

11:01

Что понимать под некачественным ремонтом 

Несмотря на стремление страховых сэкономить на ремонтных работах, они обязаны соблюдать требования, изложенные в законе об ОСАГО. При их соблюдении риск некачественной замены агрегатов и узлов на машине сводится к нулю.
 
В перечень недоделок и недочетов, свидетельствующих о плохом выполнении ремонта, относят:
  • «иррегулярный» характер нанесения краски, которая легко отслаивается от обработанной поверхности;
  • несоответствие зазоров между деталями после и до аварии;
  • трещины, сколы, неровности и наличие неокрашенных компонентов на деталях, подлежащих восстановлению;
  • использование запасных частей, относящихся к категории «б/у»;
  • уменьшенную тягу, неспецифические звуки при включенном двигателе и прочие изъяны.
Закон обязывает сотрудников СТО, чтобы в результате восстановительных работ техническое состояние транспортного средства было идентичным изначальному (до дорожной аварии). Ответственность за качество ремонта машины по ОСАГО несет страховая компания.

Если обнаружены недоработки

Вопрос о том, что делать при некачественном ремонте автомобиля по ОСАГО, не теряет актуальности не только для тех, кто только что получил права, но и для водителей со стажем. После окончания работ по восстановлению авто его собственник должен подписать акт приема-передачи. Но не спешите визировать документ, а убедитесь, что имеющиеся поломки были устранены. Если в результате личного осмотра были обнаружены какие-либо недостатки и недочеты, необходимо внести их в акт и поставить подпись. О наличии скрытых дефектов беспокоиться не стоит – гипотетически они будут выявлены при повторной (независимой) экспертизе.

Что делать, если автомеханики, по вашему мнению, сделали плохой ремонт по ОСАГО? Поскольку за качество проведенных работ отвечает страховая фирма, а не представитель СТО, необходимо направить контрагенту претензию об устранении недостатков. На следующем этапе он может назначить и провести повторный осмотр транспортного средства. Если СК отказывается делать осмотр и исправлять недочеты ремонта, то заинтересованное лицо вправе назначить независимую экспертизу. Получив заключение специалиста, необходимо вновь адресовать жалобу страховщику и приложить новые расчеты причиненного ущерба. В случае, если компания не отреагирует или ответит отказом, необходимо обращаться в надзорные инстанции, а затем в суд. 

Если полис ОСАГО был оформлен у брокера или агента, претензии следует предъявлять к той фирме, интересы которой они представляют.

После проведения ремонта недобросовестная компания может, пользуясь невнимательностью клиента, который не всегда читает все, что подписывает, приложить к акту приема-передачи транспортного средства другие документы. В результате таких ухищрений страховщику удается получить от контрагента согласие на:
  • неполный ремонт:
  • использование запасных частей категории «б/у».
По причине собственной небрежности клиент может подписать договор цессии с условием, что он не возражает против выкупа права требования по возмещению ущерба, связанного с некачественным ремонтом. В указанном случае ответчиком по судебному делу становится не страховщик, а СТО. 
 

Подготовка претензии 

Споры со страховыми компаниями зачастую носят длительный характер, поэтому подготовка к ним должна быть тщательной и основательной.

При составлении жалобы необходимо соблюдать ее структуру. В шапке документа должна быть указана следующая информация:
  • Полное наименование компании, ее реквизиты.
  • Личные сведения заявителя (ФИО, адрес проживания, контактный номер телефона).
  • В претензии необходимо изложить суть требований и обосновать их правомерность, сославшись на законодательные акты. Также следует указать список прилагаемых документов и банковские реквизиты (на случай, если заявитель взамен повторного ремонта требует денежной компенсации). В документе необходимо поставить дату и подпись (с расшифровкой). Если претензия заверена доверенным лицом, то его полномочия должны быть подтверждены нотариально.

    К жалобе необходимо приложить:
    • полис ОСАГО;
    • правоустанавливающие документы на машину (СТС/ПТС);
    • гражданский паспорт заявителя;
    • направление на осмотр транспортного средства;
    • заключение независимого эксперта (при проведении экспертизы);
    • акт приема-передачи авто (с перечнем недоработок).
    Документ можно принести в страховую компанию лично (на втором экземпляре жалобы попросите поставить штамп, который будет считаться доказательством ее регистрации). Альтернативный вариант – отправка претензии по почте (заказным письмом с уведомлением и описью вложения).

    Что дальше

    Тактика дальнейших действий будет зависеть от позиции, которую выберет СК. Страховщик должен отреагировать на жалобу в десятидневный срок с момента ее регистрации.
    Рассмотрев претензию, он назначает дату повторной экспертизы, которая проводится в присутствии владельца машины, представителя компании и механика СТО, который выполнял ремонт. После осмотра транспортного средства компания может взамен ремонта произвести собственнику авто денежную выплату или же не согласиться с его требованиями.

    В ситуации, когда страховщик признает факт ненадлежащего исполнения обязанностей со стороны станции техобслуживания, клиенту должна быть выплачена неустойка за некачественный ремонт по ОСАГО. По общему правилу, компания должна компенсировать 1% от суммы ремонта ежедневно начиная с момента регистрации претензии.
     

    Если последовал отказ

    При нежелании контрагента возмещать ущерб, связанный с некачественным ремонтом транспортного средства, заявитель вправе обратиться с жалобой в надзорные инстанции – РСА (Российский союз автостраховщиков) и ЦБ РФ. Указанные структуры уполномочены разрешать конфликтные ситуации, возникающие в сегменте автогражданской ответственности. 

    Следующий этап защиты 

    Если надзорные инстанции не отреагировали на плохой ремонт по ОСАГО или ответили отказом, следует обращаться к финансовому уполномоченному, который проведёт досудебный разбор жалобы. Если решение финомбудсмена вас не устроит, то придётся идти в суд.

    Если к моменту обращения в суд по каким-либо причинам не была проведена независимая экспертиза, ее необходимо инициировать. Заключение специалиста будет основным доказательством в государственной инстанции. Независимую экспертизу может назначить и суд. 

    В ситуации, когда вы впервые столкнулись с проблемой некачественного ремонта машины в рамках ОСАГО, рекомендуется воспользоваться квалифицированной помощью автоюриста. 

    Если страховая компания понимает, что имеет дело с дотошным и въедливым клиентом, то она может пойти на уступки и согласиться на повторный ремонт автомобиля. Страховые фирмы не хотят нести дополнительные расходы, связанные с проведением независимой экспертизы и компенсацией судебных издержек.
    Система Orphus
    ВОЙТИ НА САЙТ
    РЕГИСТРАЦИЯ
    Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
    Восстановление пароля