ОСАГО на снегоход: так ли необходима страховка

Любители активного вида отдыха, находясь в зимнее время за чертой города, массово передвигаются на снегоходах. В отличие от легковых автомобилей, такая спецтехника оснащена гусеницами, которые обеспечивают ей хорошую проходимость и маневренность. Но риск получения травм и возникновения аварийных ситуаций с участием водителей, управляющих самоходной техникой, остается высоким. Нередки случаи угона транспортного средства, на котором удобно перемещаться по заснеженным трассам. Поэтому по-прежнему открытыми остаются вопросы, так ли необходима страховка снегохода и если да, то какие риски она покрывает. Рассмотрим их подробнее.

18:24

Нужен или нет полис страхования на снегоход

Снегоход относится к самоходным машинам, а вопрос, связанный с актуальностью оформления полиса «автогражданки» на данный вид транспорта, регламентируется ФЗ № 40 от 25.04.2002. В нормативно-правовом акте зафиксированы условия, при наличии которых обязанность приобретать страховку ОСАГО на снегоход отпадает. Владелец самоходной машины вправе отказаться от «автогражданки», если транспортное средство:
  • технически не может развивать скорость более 20 км в час;
  • не предназначено для движения по автомобильным трассам (дорогам) общего пользования;
  • оснащено не колесами, а гусеницами (или другими устройствами).
Чтобы не оформлять полис, достаточно одного из перечисленных условий (исчерпывающий перечень содержится в ФЗ № 40 от 25.04.2002).

Тот факт, что страхование снегохода по программе ОСАГО – это необязательная с точки зрения формальности процедура, подтверждается особенностями регистрации мотоциклетной спецтехники. Учет внедорожных мотосредств – это прерогатива Гостехнадзора, а не органов ГИБДД. Снегоход преимущественно используется в зимний сезон: он не предназначен для передвижения по трассам общего пользования, поэтому застраховать его по правилам, которые применимы в отношении легковых авто, – трудновыполнимая задача.

Собственник мотосредства категории «А» должен учитывать следующий нюанс: страховая фирма может отказать в продаже полиса, если на руках у клиента не будет диагностической карты, которая выдается при постановке на учет в Гостехнадзоре. Регистрации не подлежат модели с мощностью двигателя до 4 Квт и объемом до 50 см3.

Но формально каждый владелец самоходной машины вправе по собственной инициативе обезопасить себя от рисков, связанных с управлением снегоходом, выбрав соответствующую программу каско в страховой фирме.

Какие риски могут быть покрыты другими страховыми продуктами

Владельцы снегоходов могут включить в страховой полис следующие виды рисков:
  • травмы, включая переломы, ушибы, растяжения;
  • затраты на услуги, оказанные в медицинском учреждении (+затраты на приобретение лекарственных препаратов);
  • падение, опрокидывание внедорожного мотосредства (ВМ);
  • взрыв ВМ;
  • угон (кража) ВМ;
  • столкновение с другими транспортными средствами;
  • имущественный ущерб, причиненный третьим лицам.
Расширенное каско страхование снегохода может включать денежное возмещение в случае стихийных бедствий (наводнения, пожара) и террористических актов.

Поскольку не все владельцы самоходных машин бережно относятся к своему имуществу, оставляя его без присмотра и сигнализации на дачах, добровольная страховка необходима, ведь она обеспечивает защиту от кражи и от угона.
 

Сложности с выбором программ

Не каждая страховая фирма соглашается страховать снегоход, относя его к категории убыточных объектов. Факты угона (кражи) нередки, и злоумышленникам не составляет особого труда перепродать имущество в удаленный от городской цивилизации населенный пункт, где никто не будет спрашивать документы на товар. Процент раскрываемости таких преступлений нельзя считать высоким, и вероятность, что снегоход вернут законному владельцу, стремится к нулю. Ситуация усугубляется тем, что собственники внедорожной мототехники относятся к ней как к объекту для развлечений и не предпринимают серьезных мер для обеспечения ее сохранности.

Также следует помнить, что снегоход – один из самых травмоопасных видов транспорта. Если пренебрегать элементарными правилами безопасности, в часто случаев водитель получает ушибы, растяжения или переломы.

Учитывая все эти факторы, страховщики осознают бесперспективность сделок в отношении самоходных машин, поскольку продажа полисов чревата большими финансовыми потерями. Факты воровства снегоходов и получения травм при управлении ими фиксируются на регулярной основе, и выдавать страховки владельцам ВМ категории «А» компаниям экономически невыгодно.

Существует еще один нюанс юридического характера. Согласно закону, ДТП квалифицируется как событие, которое произошло на дороге общего пользования. А если, например, авария случилась на лесной поляне, то формально она не подпадает под признаки ДТП. Открытыми остаются вопросы, кто и как будет оформлять аварию, которая произошла вдали от трассы общего пользования. К компетенции ГИБДД такие аварии не относятся, а чтобы удостоверить факт правонарушения, придется запрашивать справку из полиции. Также нужно привлекать к делу независимых экспертов для фиксации стоимости ремонтных работ, что требует дополнительных расходов.

Какими вариантами страховки все же можно воспользоваться

Но некоторые компании все же не отказываются от страховок в отношении снегоходов. Проанализировав все риск-факторы, они разработали несколько программ. Одна из них, например, предусматривает материальную компенсацию угона и повреждения имущества в месте парковки (стоянки), а другая – позволяет получить деньги за кражу самоходной машины вне зависимости от места, где произошло преступление (расширенный пакет). В первом случае стоимость страховки варьируется от 3 до 9% от суммы договора в год, а во втором – от 12 до 20% в год.

Эксперты рекомендуют собственникам внедорожных мотосредств категории «А» воспользоваться альтернативным вариантом – приобрести страховку с ограниченным сроком действия (на период управления транспортом, если в остальное время, ТС, например, будет храниться в закрытом гараже). Она обойдется дешевле, а выплаты по такой страховке могут исчисляться сотнями тысяч рублей. Также эксперты советуют не пренебрегать элементарными правилами, которые позволяют минимизировать риск непредвиденных ситуаций, – пристегивать ремни безопасности, не управлять транспортом без специального шлема и установить на мотосредство противоугонную систему.
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля