Страхование багажа при перелете: о чем следует знать пассажиру или туристу, выезжающему за границу

Российский турист, планирующий авиаперелет внутри страны или за ее пределами, зачастую не задумывается о рисках потери багажа. И невзирая на тот факт, что закон обязывает перевозчика страховать ответственность за вред, причиненный здоровью (жизни) и имуществу пассажиров, последние не могут рассчитывать на адекватную компенсацию своих потерь. Если по вине авиакомпании пропали дорогостоящие вещи (смартфон, ноутбук, фотоаппарат и прочее), то стандартная страховка не покроет их полную стоимость. В указанном случае пассажиру рекомендуется приобрести отдельный полис или выбрать дополнительную опцию к договору, чтобы в максимальной степени компенсировать ущерб.

21:13

Суть программы

Страховка багажа при перелете – это дополнительная опция к стандартному соглашению, в рамках которого туристы получают защиту от непредвиденных обстоятельств.

Риски

Начинающие путешественники зачастую не знают, от каких непредвиденных обстоятельств может защитить страхование багажа при перелете. Пассажир может обезопасить себя:
  • от повреждения имущества;
  • потери имущества;
  • полной гибели имущества;
  • задержки выдачи багажа.
Но компании, выплачивающие денежную компенсацию за риски с багажом, соглашаются страховать не каждую вещь (товар). Пассажир не получит возмещение, если в результате перелета были повреждены (потеряны):
  • автозапчасти;
  • медикаменты;
  • акции, облигации;
  • деньги;
  • ювелирные украшения;
  • предметы антиквариата;
  • документы;
  • картины;
  • цветы (живые).
Собственник имущества лишается права на компенсацию ущерба, если будет установлено, что риски реализовались по его вине (например, в результате действий в состоянии алкогольного опьянения). Также в выплатах будет отказано в случае, когда предметы багажа подлежат конфискации на основании закона.
 

Особенности компенсации ущерба

В случае пропажи или полной гибели вещей компания возместит ущерб, но только в объеме, предусмотренном в договоре. Сумма покрытия может быть уменьшена, если ущерб частично возмещает авиаперевозчик (как виновник утраты или повреждения имущества). 
 
А вот страхование багажа, выезжающего за границу, предусматривает другие алгоритмы возмещения гражданину, вещи которого были утеряны (повреждены) в полете. Здесь применяются правила Варшавской и Монреальской конвенций. Первая обязывает перевозчика выплатить 250 франков за 1 кг утраченного имущества, а вторая – возместить ущерб, максимальный предел которого достигает 1000 СДР (валюта МВФ), что эквивалентно 107 222 рублей. При расчетах денежной компенсации суды руководствуются как Варшавской, так и Монреальской конвенцией. 
Многие фирмы практикуют безусловную франшизу, которая определяет фиксированный процент от суммы страхования, не подлежащий возмещению. Минимальный порог для выплат установлен в размере 4 000–4 500 рублей. 

Процедура получения выплат

При возникновении инцидента с багажом пассажир обязан не позднее 24 часов с момента прибытия в пункт назначения обратиться к авиаперевозчику и не позднее 5 суток – в страховую фирму.

Выплаты пострадавшему лицу производятся на основании следующих документов:
  • письменного заявления;
  • билетов;
  • посадочных талонов;
  • багажной бирки (квитанции);
  • акта, подтверждающего факт утраты багажа (составляется в аэропорту на стойке Lost and Found). 

Как застраховать багаж при перелете

Страхование багажа зачастую предлагается в рамках приобретения отдельного полиса или дополнительной опции к стандартной программе. 

Оформить договор можно несколькими способами:
  • в момент приобретения билета;
  • в режиме онлайн на сайте страховой фирмы – при оформлении основной страховки нужно добавить опцию для ручной клади/багажа;
  • в режиме онлайн на сайте авиаперевозчика – в разделах «Онлайн-регистрация» или «Управление бронированием».

Цена страховки

Стоимость страховых услуг для путешественника зависит от объема имущества, подлежащего защите от непредвиденных обстоятельств, суммы покрытия, перечня рисков, включенных в договор, и срока его действия. 

Дополнительный бонус для пассажира

Если авиаперевозчик оказал гражданину некачественную услугу, что выразилось в потере багажа, вопрос возмещения вреда также решается в рамках закона, защищающего права потребителей. А он позволяет взыскать с виновника компенсацию морального вреда. Но при рассмотрении такой категории споров суды редко выходят за пределы выплат в размере 10 000 рублей. Также необходимо учитывать, что закон «О защите прав потребителей» действует только внутри РФ и если рейс выполняла иностранная авиакомпания, то все возникающие споры регулируются международными конвенциями, в которых понятие «компенсация морального вреда» попросту отсутствует. 

Если авиаперевозчик отказывается возмещать ущерб

В ситуации, когда транспортная компания не признает своей вины в утрате (повреждении) багажа, пострадавшему остается использовать правовые средства защиты своих интересов. Обратившись с иском в суд, он может взыскать с ответчика неустойку, штраф, начисленный по факту отказа от добровольного исполнения обязательств по страховке, а также компенсацию морального вреда. Но прежде чем направлять документы в канцелярию государственной инстанции, необходимо соблюсти досудебный порядок урегулирования споров. В некоторых случаях авиаперевозчики не хотят портить деловую репутацию и сами предлагают разрешить конфликтную ситуацию мирным путем.

Пренебрегать расширенной страховкой можно лишь тогда, когда вы не берете в багаж на борт лайнера ценные и дорогостоящие вещи. В остальных случаях от нее отказываться не стоит. 
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля