Здравствуйте, коллеги!
Прошу Вас о консультации о том, как эффективнее поступать с теми РЗНУ, которые, скорее всего не превратятся в урегулированные убытки.
Так, существует ряд «отложенных убытков», т.е. когда клиент заявил убыток, но документы по страховому случаю не несёт годами.
С одной стороны, довольно распространена практика написания отказов в выплате с аргументацией «отсутствтуют необходимые документы». И так можно снять резерв. Однако не повлечёт ли это каких-либо санкций со стороны надзорного органа, в связи с тем, что отказ не соответствует положениям ГК РФ, договору страхования и т.п., а, значит, права потребителя были нарушены- это раз, РЗНУ должен был быть- это два, и в результате Вы должны заплатить штраф?
Всем заранее большое спасибо!
Statistik. А не повлечет ли такая деятельность санкций со стороны наших горячо любимых СБРФР и ФНС? Со стороны СБРФР могут быть претензии по поводу сроков урегулирования убытков. Со стороны ФНС как раз претензии по формированию резервов.
Убытка у вас формально то нет, а резервы, а соответственно и не налогооблагаемая база есть…
Владислав, добрый день!
«не повлечет ли такая деятельность санкций со стороны наших горячо любимых СБРФР и ФНС»- вот потому и задаю вопрос.
Подождите до 3 марта . А потом можно будет у нового департамента напрямую об этом спросить. Старый надзор как раз незадолго до его реинкарнации на запрос о легальности таких «технических отказов» отвечал уклончиво, а на попытку добиться однозначного ответа устами одного из ответственных товрисчей предложил дождаться новой структуры, новых руководителей и новых веяний.
Здравствуйте, Керосин!
«Погоду на завтра смотрите послезавтра» (с)
С прошедшими,
а почему только из-за непредставления документов можно сделать вывод о том, что соответствующие заявленные события не приведут к возникновению обязательств по выплате страхового возмещения (страховой выплаты)? ИМХО есть два вариант:
1. Есть сомнение, что событие в-принципе является страховым случаем — тогда можно с учетом формулировок 51н просто не формировать резерв, так как есть сомнения в характере события. В любом случае необоснованный отказ в данном случае потом частично нивелируется через РПНУ.
2. Отсутствующие документы не позволяют оценит размер убытка — здесь только экспертное заключение о величине резерва.
На всякий случай соответствующие формализованные критерии лучше включить в положение.
Антон, добрый день!
«почему только из-за непредставления документов можно сделать вывод о том, что соответствующие заявленные события не приведут к возникновению обязательств по выплате страхового возмещения „
Ну, скажем так, если в течение определённого периода документы по выплате не направлены, то в 9 случаев из 10 документы донесены не будут. Стоит вопрос излишнего объёма резервов.
По массовым видам любые игры с РЗНУ частично нивелируются РПНУ. По другим имеет смысл вести регулярные переговоры и сверки с выгодоприобретателями.
У меня был случай, когда я позвонила клиенту, чтобы он донёс документы для получения выплаты, а в ответ получила (по телефону): «Я Вам прощаю эту выплату».
Но к делу это не пришьёшь )))
Ха,
мне сейчас в большинстве случаев приходится иметь дело с «событиями, имеющими признаки страхового случая», по которым статус может уточняться годами (страхование ответственности на базе Claims made, страхование рисков эмитента пластиковых карт и т.д.). Там любой срок не дает никакой гарантии.
Соответственно — только квалифицированное мнение.
Есть только нюанс небольшой, что надзорные органы наши рассуждения на тему нивелирования РЗУ засчёт РПНУ не волнуют вообще никак.
Sual,
если Вы про ФНС. То мне их квалификация в области страховых резервов «до лампочки» (проходили — приходилось самому формулировать замечания по результатам выездной налоговой проверки) — в возражение по акту налоговой проверки включаются расчеты объемов увеличения РПНУ вследствие восстановления РЗНУ и все.
если про СБРФР — то их позиция как я понял пока неизвестна. В любом случае, если аналогичные критерии прописть в Положении, то от них вопросов быть не должно.
P.S. Первый вариант естественно хорош только для «массовых» видов / учетных групп.
Статистик, тут дело вот в чем, надзор неоднократно указывал, что отсутствие каких-либо документов в течение определенного времени не дает права на отказ в страховой выплате и более того, запретил правилами страхования ограничивать течение срока обязательства по страховой выплате. В этой связи обязательство есть и РЗНУ быть должно. Вместе с тем, все зависит от того, какие документы представлены, а какие отсутствуют. Антон правильно указал, что при отсутствии документов, например, подтверждающих факт страхового случая, нет оснований полагать, что страховой случай наступил и соответственно для формирования резерва. В этом случае страхователю можно направить отказ, основанный на ГК РФ — нет страхового случая, значит нет оснований для страховой выплаты. И по каждой комплектности документов необходимо решать отдельно.
Также следует учесть, что надзор занимает еще и такую позицию, если СК не хватает каких-либо документов для обоснования отказа, СК обязана заплатить.
Добрый день, Коллеги!
Если клиент написал заявление о событии имеющим признаки страхового случая, то считается что он заявил об убытке и страховая компания обязана зарегестировать убыток и внести соответствующий РЗНУ. Снять резерв можно только при истечении срока исковой давности, оплатив убыток, отказав в возмещении или если страхователь сам письменно снимает убыток. На основании отсутствия документов убыток снимать нельзя. А если Вы закроете убыток, а он в течении искового срока принесет документы, как Вы будете опрадываться? Если нет документов, то письменный запрос, раз в полгода))), мы обязаны заботиться о наших Страхователях !
Смотря что понимается под «клиент заявил убыток».
Если по телефону позвонил, то по-хорошему вообще нет оснований для включения в резерв с точки зрения РСБУ.
Если написал на бумаге с подписью, то держите РЗНУ сколько там по срокам положено 2 или 3 года. Но тут, конечно, по ситуации, если вам очень хочется снять резерв, то стоит пообщаться с клиентом на тему отказа, если наоборот, то лучше его не беспокоить
По опыту —
1. нужно отслеживать срок исковой давности. По прошествии двух лет с момента подачи заявления мы обязаны убрать из РЗНУ неурегулированный убыток по имуществу, по прошествии трех лет — по всем остальным видам страхования (если только по этому убытку не идет судебное разбирательство или уголовное расследование).
2. Если отказ в выплате соответствует пункту правил страхования, то, вообще говоря, его незаконность может быть доказана только в суде (у страхнадзора нет на это полномочий). А вот если вы оставите в РЗНУ убыток, которого там, в соответствии с вашими правилами страхования, быть не должно, то ждите претензий от налоговых органов.
Вот со сроком исковой давности очень интересные позиции.
Не уверен, что его можно считать с даты заявления.
А мне захотелось понять хитрости РГС.
Они занижают выплаты, как пишут часто в АСН, доплачивают уже по решению суда. Намного позже.
РЗНУ формируется из первичной выплаты..., РПНУ… практически не растет… А растут расходы –( судебные, штрафы, неустойки), ---91 счет…
Наверное в этом есть какой то смысл?
Конечно есть.
первичная выплата в РЗНУ не при чем (если быстро выплачивать и «закрывать» убыток никакого РЗНУ вообще не будет). А вот отказ от учета хвостов по судебным решениям в РПНУ, это уже явное занижение резервов. Ведь 51н на план счетов не завязан…
Добрый день, коллеги.
Не обязательно писать жесткий отказ, можно как все «письмами счастья» — на основании представленных документов невозможно признать случай страховым, но готовы вернуться к рассмотрению при предоставлении недостающих документов.
А вообще, проще перейти на урегулирование по принципу ОСАГО — сначала уведомление, затем документы вместе с заявлением, чистейшее РЗУ будет.
Какой серьезный пост у statistik, комментарии.Особенно хорош ваш комментарий IGOR13.
Есть же у нас достойные думающие СПЕЦИАЛИСТЫ.
мои учителя на мои бесконечные распросы о резервах говорили:
следи за расходами и ЗУ… и все будет о кей!
Но это оказалось непростым ремеслом. Расходы в России и убытки- стихия!
Войдите через свой аккаунт в соц. сетях или почтовых сервисах