Уважаемые коллеги, доброго времени суток!
Помогите, пожалуйста, разобраться со следующей ситуацией:
Страховщик КАСКО, на основании ст. 14.1 закона об ОСАГО (безальтернативное ПВУ) идет с иском в порядке суброгации к страховщику ОСАГО потерпевшего. Мотивировка, в том числе, такая:
«Согласно п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.01.2015 N 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Постановление), при наличии условий, предусмотренных для осуществления страховой выплаты в порядке прямого возмещения убытков, потерпевший вправе обратиться с заявлением о страховой выплате только к страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность (пункт 1 статьи 14.1 и пункт 1 статьи 12 Закона об ОСАГО).
Как следует из п. 18 Постановления, лицо, возместившее потерпевшему вред (причинитель вреда, страховая организация, выплатившая страховое возмещение по договору добровольного имущественного страхования, любое иное лицо, кроме страховой организации причинителя вреда или страховой организации потерпевшего), имеет право требования к страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего только в случаях, допускающих прямое возмещение убытков (статья 14.1 Закона об ОСАГО). В иных случаях такое требование предъявляется к страховщику, который застраховал гражданскую ответственность причинителя вреда.»
Суд первой инстанции отказывает в иске на основании того, что по суброгации платить должен только страховщик виновника ДТП.
Идем в апелляцию, судья говорит в лоб: «А Вы практику по этому вопросу видели? НУ посмотрите-посмотрите» с намеком на то, что ничего не светит.
Изучаю К+ и Г- — практики по конкретным искам нет. Смотрю кад.арбитр.ру — все подают по старой схеме, к страховщику ОСАГО виновника, в независимости от даты ДТП, и суды удовлетворяют. За час шерстения по картотеке с исками между первой тройкой-четверкой ТОП-10 не нашел ни одного решения, где требования заявлялись бы по 14.1, хотя все условия для этого есть.
Подскажите, это я чего-то не понимаю, или просто плохо искал? Если второе — потыкайте, пожалуйста, мордой в конкретные решения.
Ну а что же Вы не пишите о том что одновременно являетесь и страховщиком потерпевшего как по договору КАСКО, так и по договору ОСАГО?! В этом случае Ваш иск удовлетворению не подлежит так как заявляется к ненадлежащему ответчику в споре. А исков с требованиями к самому себе я еще в своей практике не встречал.
Не пишу, потому что мы не являемся страховщиком ОСАГО ни потерпевшего, ни виновника. Более того, лицензии на ОСАГО не имеем, не являемся членами РСА и участниками каких-либо соглашений между страховыми организациями.
В таком случае следовало бы об этом написать, потому как единственное объяснение подобному решению суда я изложил выше. Хотя нет — есть еще одно, но процессуальное решение суд должен был принять иное — оставление иска без рассмотрения ввиду несоблюдения досудебного порядка урегулирования — а это не решение а определение. В кассацию.
Досудебный порядок был соблюден. Это решение и там отказ по основанию ненадлежащего ответчика.
Досудебный порядок был соблюден. Это решение и там отказ по основанию ненадлежащего ответчика.
А как можно идти с иском по суброгации на основании ст. 14.1 ФЗ Об ОСАГО?
Вы, как страховщик КАСКО выплатили виновнику?
Мы, как страховщки КАСКО, заплатили потерпевшему. Если бы виновнику — вопросов бы не было.
При «суброгации» происходит переход прав потерпевшего, получившего страховое возмещение, к его страховой компании, которая уже в свою очередь предъявляет требование в СК виновника. У вас нет правовых основания для предъявления «Суброгационного иска» в компанию потерпевшего по ст. 14.1, предъявляйте иск к компании виновника по ст. 965 ГК.
Можно по-подробнее мне это объяснить? Просто вот, что вижу я:
П. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 января 2015 г. N 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»: При переходе прав выгодоприобретателя (потерпевшего) к другому лицу (например, уступка права требования, суброгация) передаются не только права, но и обязанности, связанные с получением страхового возмещения. К приобретателю переходит обязанность уведомить о наступлении страхового случая страховую компанию, обязанную осуществить страховую выплату в соответствии с Законом об ОСАГО, подать заявление о страховой выплате с приложением всех необходимых документов, направить претензию, если эти действия не были совершены ранее выгодоприобретателем (потерпевшим).
П. 37 этого же Постановления предписывает при наличии условий, предусмотренных для осуществления страховой выплаты в порядке прямого возмещения убытков, обращаться с заявлением о страховой выплате только к страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность.
Из этого следует, что мы, как лицо, к которому перешло право на получение страховой выплаты, должны исполнять обязанности потерпевшего — то есть идти с требованием о страховой выплате именно к страховщику ОСАГО потерпевшего и никак иначе.
Данный вывод подтверждается также в п. 30 Рекомендаций Научно-консультативного совета при Арбитражном суде Уральского округа от 10 июня 2015г., в котором указано, что: Следовательно, при наличии условий, предусмотренных ст. 14.1 Закона об ОСАГО, для прямого возмещения убытков, страховщик, выплативший потерпевшему страховое возмещение по договору добровольного имущественного страхования, вправе обратиться с требованием о возмещении убытков только к страховщику потерпевшего, с которым заключён договор ОСАГО.
С учетом возможности заявления страховщиком потерпевшего по договору КАСКО требования о возмещении убытков лишь к страховщику потерпевшего по договору ОСАГО, при совпадении страховщика потерпевшего по договорам КАСКО и ОСАГО в одном лице, суброгационный иск страховщика потерпевшего по договору КАСКО к страховщику причинителя вреда по договору ОСАГО признаётся заявленным в отношении ненадлежащего ответчика и удовлетворению не подлежит.
Так было раньше… Сейчас если обстоятельства ДТП соответствуют условиям ст. 14.1 ОСАГО Страховщик КАСКО вправе обращаться только по ПВУ. Переход прав в случае суброгации происходит в порядке сингулярного правопреемства что предполагает собой и переход обязанностей (обязательный досудебный порядок, обращение только к страховщику потерпевшего если условия события соответствуют 14.1).
Кому интересно, 9 ААС снес сегодня решение первой инстанции.
Войдите через свой аккаунт в соц. сетях или почтовых сервисах