ОСАГО – самый массовый и самый социально значимый вид страхования в РФ. Это 40 млн договоров, больше 220 млрд р. сборов и около 150 млрд р. выплат. Правила игры на этом рынке во-многом определяет Российский союз автостраховщиков (РСА). Его влияние на рынок весьма велико. В любом случае оно куда больше, чем у любого отдельно взятого страховщика ОСАГО.
Каждый из страховщиков ОСАГО (и не только ОСАГО) поднадзорен ЦБ РФ. А РСА, как выясняется, – нет.
Один из читателей прислал в редакцию АСН копию письма Банка России, в котором утверждается:
«Контроль за осуществлением Российским Союзом Автостраховщиков профессиональной деятельности не относится к компетенции органа страхового надзора».
Это письмо было направлено читателю Управлением Службы Банка России по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Южном федеральном округе.
Данная структура ЦБ РФ ссылается на пункт 2 статьи 4.1 закона о страховом деле (там перечислены субъекты страхового дела: страховые организации, общества взаимного страхования, страховые брокеры, страховые актуарии) и на пункт 1 статьи 30 того же закона (где излагается суть надзора за деятельностью субъектов страхового дела).
Будучи журналистом АСН, я направил запрос в РСА. Там подтвердили, что «Банк России действительно не осуществляет надзор за деятельностью РСА, так как РСА не является субъектом страхового дела», и дали ответ, который не сильно прояснил ситуацию: «Надзор за деятельностью РСА осуществляют органы государственной власти в соответствии с законодательством».
Запрос АСН в ЦБ на эту тему остался без ответа. Правда, представитель ЦБ, пожелавший остаться неназванным, отметил, что «статус РСА прописан в законе об ОСАГО».
В законе об ОСАГО профессиональное объединение страховщиков (то есть РСА), упоминается 190 раз. И только в части 4 статьи 24 этого закона указано, что ЦБ осуществляет надзор за РСА – но лишь «в области технического осмотра транспортных средств».
В небезызвестном обзоре судебной практики Верховного суда РФ (где речь идет о споре татарстанского УФАС с РСА по справочникам запчастей и нормо-часов), говорится, что РСА можно рассматривать в качестве хозяйствующего субъекта, обладающего интересом в извлечении дохода из своего участия на рынке.
Так каков в итоге статус РСА (равно как и других страховых объединений)? Поднадзорны ли они кому-либо конкретно, кому и в силу чего?
И не уместно ли добавить объединения страховщиков в перечень субъектов страхового дела в пункте 2 статьи 4.1 закона об организации страхового дела?
У нас вроде как много подобных загадок.
Кому поднадзорен сам ЦБ? Кто владелец аэропорта «Домодедово»? Почему судебные приставы не могут найти Владимира Владимировича Познера чтобы взыскать с него долги? Мы в России живём, у нас этих вопросов как кроликов в шляпе фокусника.
Если же говорить по существу, то вопрос, наверное, было бы интересно направить нашим законотворцам. Сами написали, пусть сами и разъясняют.
Как нам всем жить без надзирателей-то? Поэтому и такой бардак имеем вместо нормальной зоны.
Тут как посмотреть.
РСА — это же грубо говоря «объединение» страховщиков.
Надзор за страховщиками осуществляет ЦБ.
Получается ЦБ по сути также надзирает за РСА, но опосредованно.
Вот цитата из жалобы, с которой данный потребитель обратился в ЦБ:
суть в том, что он, заполняя е-ОСАГО вместо п.г.т. указал р.п. «Таким образом, в связи с указанием неверных сведений, договор ОСАГО заключен не был.»
«Согласно представленным Страховщиком пояснениям и документам, посредством системы гарантированного заключения договора ОСАГО, 17.10.2018 на сайте Российского Союза Автостраховщиков (далее — РСА), Вы предприняли попытку заключить договор ОСАГО со Страховщиком. В результате проверки загруженных Вами документов, было выявлено несоответствие сведений, представленных Вами, сведениям, содержащимся в АИС ОСАГО, а именно, несоответствие информации о собственнике транспортного средства и страхователе. На основании вышеизложенного Вам было направлено уведомление о необходимости предоставления документов, предусмотренных подпунктами «б» — «е» п.З ст. 15 Федерального закона от 25.04.2002 №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Федеральный закон №40-ФЗ). В результате проверки загруженных Вами документов было подтверждено несоответствие данных, указанных в заявлении, данным содержащимся в электронных копиях документов, а именно согласно загруженной копии паспорта гражданина РФ, Вы зарегистрированы в п.г.т. Новоспасское, а в заявлении было указано р.п. Новоспасское.
Таким образом, в связи с указанием неверных сведений, договор ОСАГО заключен не был.
По сообщению РСА, ввод данных об адресе страхователя/собственника транспортного средства осуществляется на специальной странице сайта обеспечивающего страховщика, находящейся в доменной зоне РСА (далее — Специальная страница), путем выбора необходимых сведений из выпадающего списка. Возможность ручного ввода информации об адресе страхователя/собственника ТС на специальной странице отсутствует.
Выпадающий список адресов сформирован на основании данных классификатора адресов Российской Федерации (КЛАДР).
Согласно данным КЛАДР, тип населенного пункта «Новоспасское» (в Ульяновской области) — «р.п.».
В качестве рекомендации для обратившегося к Вам читателя: необходимо подать гражданский иск о признании договора заключенным, и через этот иск вполне все станет на свои места, так как в действительности злоупотребления со стороны читателя не было.
Дополнительным требованием можно выставить обязать РСА включить возможность ручного ввода населенного пункта, если страхователь не согласен с предложенным системой списком наименований населенных пунктов, и указанием об этом в заявлении (что данные заполнены самим страхователем вручную)
И потом, в ответе Банк России указывает, что РСА неподнадзорно ЦБ, потому что союза нет в пункте 2 статьи 4.1 закона о страховом деле.
Если смотреть саму статью закона, то в пункте 2 союза нет, но союзы страховщиков указаны в п. 8 того же закона. А ЦБ надзор, получается ведет только за п.2 из этого списка.
Из этого вопросы: есть ли потребность у практиков в том, чтобы можно было пожаловаться в ЦБ на союзы страховщиков. Например путем расширения надзора на союзы страховщиков. Или в подобных случаях такой потребности нет?
Второй, точно ли из закона вытекает что РСА неподнадзорен? По ст. 30 того же закона надзор ведется за субъектам страхового дела. Понятно, что РСА – это не страховщик. Но у союза большие возможности по влиянию на рынок. В этом случае имеет ли он признаки того, что фактически является субъектом страхового дела? Одно из определений субъекта – источник активности, направленной на объект.
Из ст. 4.1
1. Участниками отношений, регулируемых настоящим Законом, являются:
1) страхователи, застрахованные лица, выгодоприобретатели;
2) страховые организации, в том числе перестраховочные организации;
(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 234-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) общества взаимного страхования;
4) страховые агенты;
5) страховые брокеры;
6) актуарии;
(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 234-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7) Банк России, осуществляющий функции по регулированию, контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела) (далее — орган страхового надзора);
(пп. 7 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 234-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8) объединения субъектов страхового дела, объединения страховых агентов, объединения страхователей, застрахованных лиц, выгодоприобретателей, а также саморегулируемые организации в сфере финансового рынка, объединяющие страховые организации, саморегулируемые организации в сфере финансового рынка, объединяющие страховых брокеров, саморегулируемые организации в сфере финансового рынка, объединяющие общества взаимного страхования (далее — саморегулируемые организации в сфере финансового рынка);
(пп. 8 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 292-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9) специализированные депозитарии.
(пп. 9 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 234-ФЗ)
Из ст. 30
1. Надзор за деятельностью субъектов страхового дела (далее — страховой надзор) осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых настоящим Законом, страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела, а также в целях предупреждения неустойчивого финансового положения страховой организации.
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 234-ФЗ, от 23.04.2018 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Какой именно цели может достичь страховой надзор за объединением субъектов? Страховую деятельность осуществляют субъекты, а не их объединение.
поднадзорен ФСБ.И почему вы считаете что неподнадзорен ЦБ? если ЦБ даст хоть какое то предписание для РСА.РСА выполнит без лишних слов, а если не выполнит ссылаясь что вы нам никто.тогда ФСБ придут и воткнут швабру между булок всем РСАшникам
Аналогично с этим статусом РСА: отказ ЦБ в применении мер надзора можно обжаловать в суд в порядке КАС РФ, в ходе чего признавать незаконность бездействия ЦБ и указания на подназорность РСА центральному банку. Если суд откажет — то можно в Конституционный обращаться, так как РСА по сути признан Арбитражным судом и хозяйствующим субъектом, и является публично-правовым лицом, осуществляющим публичные функции (устанавливая справочники например, и не только) действия которого можно оспаривать в порядке КАС РФ
Войдите через свой аккаунт в соц. сетях или почтовых сервисах