3 сентября 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» (далее — Закон).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 4 июня 2018 г. N 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» (далее — Закон) настоящий Федеральный закон в целях защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг определяет правовой ста-тус уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг (далее — финансовый уполномочен-ный), порядок досудебного урегулирования финансовым уполномоченным споров между потреби-телями финансовых услуг и финансовыми организациями (далее — стороны), а также правовые ос-новы взаимодействия финансовых организаций с финансовым уполномоченным. В соответствии со ст. 2 Закона должность финансового уполномоченного учреждается в соответствии с настоящим Федеральным законом для рассмотрения обращений потребителей финансовых услуг об удовле-творении требований имущественного характера, предъявляемых к финансовым организациям, оказавшим им финансовые услуги (далее — обращения).
Согласно ч. 1 ст. 25 Закона потребитель финансовых услуг вправе заявлять в судебном по-рядке требования к финансовой организации, указанные в части 2 статьи 15 настоящего Феде-рального закона, в случае (в том числе) несогласия с вступившим в силу решением финансового уполномоченного.
Часть 2 ст. 25 Закона предусматривает: потребитель финансовых услуг вправе заявлять в судебном порядке требования к финансовой организации, указанные в части 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, только после получения от финансового уполномоченного ре-шения по обращению, за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 1 настоящей статьи.
Обязательное обращение потребителя финансовой услуги (потерпевшего по договору ОСАГО) к финансовому уполномоченному, предусмотренное законом, является административной процедурой защиты гражданских прав (так она охарактеризована и в Основных положе-ниях гражданского права: постатейный комментарий к статьям 1–16.1 Гражданского кодекса Рос-сийской Федерации [Электронное издание. Редакция 1.0] / А. В. Асосков, В. В. Байбак, Р. С. Бевзенко [и др.]; отв. ред. А. Г. Карапетов. – Москва: М-Логос, 2020. – 1469 с. (Комментарии
к гражданскому законодательству #Глосса.)), которая установлена в законе в качестве обязательного первого рубежа такой защиты, т.е. досудебной процедуры разрешения спора,
несоблюдение которой блокирует для пострадавшего возможность обратиться в суд. Спор разрешается в рамках установленной в законе административной процедуры неким должностным ли-цом, именуемым – финансовый уполномоченный. Но доступ к полноценному правосудию не закрывается, так как сторона спора, недовольная решением, которое вынесено по итогам административной процедуры, может оспорить данное решение в государственном суде.
Уже поднимался вопрос о том, по какому пути пойдет судеб-ная практика в случае одновременного «обжалования» решения финомбудсмена финансовой ор-ганизацией и потребителем в разных судах, будут ли иметь такие решения преюдициальную си-лу, не будет ли приостанавливать производство по одному делу другое и не породит ли это явле-ние «параллельной правовой реальности» и «правовой неопределенности».
И вот наконец в моей практике настал тот случай, когда решение финобмудсмена не устроило одновременно и потребителя, и страховщика. И эта ситуация повлекла крайне неблагоприятные последствия для потребителя. Страховщик считал, что у него не возникло обязанности по выплате; финомбудсмен пришел к выводу о необходимости выплаты, но в меньшем размере, чем того требует истец. И, после вступления решения финомбудсмена в силу, страховщик обжа-ловал его в суде по месту нахождения Финансового уполномоченного (в Замоскворецкий район-ный суд г. Москвы, которому на голову свалилась почетная обязанность рассматривать иски всех страховщиков к омбудсмену) путем предъявления иска, а потерпевший предъявил иск страхов-щику по договору ОСАГО по месту своего жительства.
На первом же заседании страховщик сообщил, что успел обратиться с иском в Замоскво-рецкий районный суд г. Москвы о признании незаконным решения Финансового уполномочен-ного, и заявил ходатайство о приостановлении производства по делу на основании ч.4 ст. 215 ГПК РФ до рассмотрения заявления ответчика в Замоскворецком районном суде г. Москвы. Та-кая ситуация как раз и прогнозировалась нами еще только при первом прочтении Закона ФЗ-123.
Но суд удивил. Вместо рассмотрения заявленного ответчиком ходатайства о приостанов-лении дела (которое также являлось необоснованным) суд рассмотрел вопрос об оставлении ис-кового заявления без рассмотрения в связи с несоблюдением досудебного порядка урегулирова-ния спора на основании ст.ст.222, 223 ГПК РФ, и — таки оставил иск без рассмотрения.
В качестве обоснования несоблюдения истцом досудебного порядка урегулирования спо-ра судом указал на то, что «31.12.2019 решением Финансового уполномоченного было удовле-творено ходатайство страховщика о приостановлении исполнения решения от 28.11.2019 №ХХХХХ до вынесения судом решения по заявлению о его обжаловании». Следовательно, ука-зывает суд, «истцу до обращения в суд с настоящим иском следовало дождаться вступления в законную силу решения Финансового уполномоченного».
Хотелось бы поделиться с коллегами теми возражениями, которые можно представить на такие соображения суда.
Сразу следует отметить, что решение финансового уполномоченного, в отличие от реше-ний судов, не имеет законной силы; решение вступает в силу. И, в отличие от стандартного по-рядка обжалования решений судом, обжалуется только после вступления его в силу; возможно, по этой причине и сложилось неправильное представление о моменте вступления решения фи-номбудсмена в силу. Суд попал в ловушку сложившихся у нас (юристов) стереотипов о том, что то или иное решение можно обжаловать до его вступления в силу. При первом прочтении закона у меня тоже сложилось впечатление, что до вступления в силу решения омбудсмена страховщик может его обжаловать, а потребитель вправе подать иск только после вступления в силу. Однако закон говорит об обратном: возможно, это огрехи законодателя, техническая неточность, может быть, это сделано и умышленно.
Реализация страховщиком права на обжалование решения уполномоченного (равно как и права потребителя на подачу иска) возможна, исходя из анализа норм действующего законода-тельства о финансовом уполномоченном, только после вступления в силу решения финансового уполномоченного.
Вывод суда о необходимости для истца дожидаться вступления в силу решения фи-номбудсмена – является неверным, поскольку оно уже вступило в силу. Приостановление ис-полнения решения нельзя смешивать со вступлением в силу решения финобмудсмена. Приоста-новление исполнения решения не свидетельствует о приостановлении его вступления в силу, так как этот момент четко определен действующим законом.
Согласно ст. 222 ГПК РФ суд оставляет исковое заявление без рассмотрения в случае, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел досудебный порядок урегулирования спора или заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке при-казного производства. В нашем случае истцом полностью соблюден досудебный порядок урегу-лирования спора: истец направил обращение к финансовому уполномоченному и получил реше-ние об удовлетворении своих требований, вступившее в силу.
Согласно ч. 1 ст. 23 Закона решение финансового уполномоченного вступает в силу по истечении десяти рабочих дней после даты его подписания финансовым уполномоченным. Со-гласно ч. 2 ст. 23 Закона срок исполнения решения финансового уполномоченного устанавливается данным решением с учетом особенностей правоотношений, участником которых является потре-битель финансовых услуг, направивший обращение, не может быть менее десяти рабочих дней по-сле дня вступления в силу данного решения и не может превышать тридцать дней после дня вступ-ления в силу данного решения.
Согласно ч. 2 ст. 23 Закона в случае неисполнения финансовой организацией вступившего в силу решения финансового уполномоченного либо условий соглашения финансовый уполномоченный выдает потребителю финансовых услуг удостоверение, являющееся исполнительным документом. Согласно ч. 5 ст. 23 Закона удостоверение не выдается в случае приостановления исполнения ре-шения финансового уполномоченного в соответствии с настоящим Федеральным законом. Это единственное последствие приостановления исполнения решения уполномоченного, а не ан-нуляция досудебного порядка урегулирования спора (как посчитал суд).
Согласно ч. 3 ст. 25 Закона в случае несогласия с вступившим в силу решением финансового уполномоченного потребитель финансовых услуг вправе в течение тридцати дней после дня вступления в силу указанного решения обратиться в суд и заявить требования к финансовой ор-ганизации по предмету, содержащемуся в обращении, в порядке, установленном гражданским про-цессуальным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 25 Закона в качестве подтверждения соблюдения досудебного порядка урегулирования спора потребитель финансовых услуг представляет в суд хотя бы один из сле-дующих документов: (в том числе) решение финансового уполномоченного. Решение фи-номбудсмена, вступившее в силу, было представлено истцом в суд; о каком же в таком случае несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора идет речь?
В свою очередь в соответствии с ч. 1 ст. 26 Закона в случае несогласия с решением финансо-вого уполномоченного финансовая организация вправе в течение десяти рабочих дней после дня вступления в силу решения финансового уполномоченного обратиться в суд в порядке, установ-ленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 26 Закона финансовая организация при обращении в суд вправе направить финансовому уполномо-ченному ходатайство о приостановлении исполнения его решения. При получении указанного хода-тайства финансовый уполномоченный выносит решение о приостановлении исполнения решения, которое оспаривается финансовой организацией, до вынесения решения судом.
Оставляя исковое заявления истца без рассмотрения, суд нарушает конституционные права истца на доступ к правосудию, право на своевременное рассмотрение дела. Предмет рассмотрения дела в Замоскворецком суде г. Москвы – совсем иной: законность и обоснован-ность решения финансового уполномоченного. Пределы рассмотрения (предмет доказывания) – совсем иные, как и участники: страховщик и финансовый уполномоченный. Согласно Закону ФЗ-123 потребитель даже не привлекается в обязательном порядке к участию в деле в качестве ответчика или третьего лица; ввиду удаленности суда потребитель не может эффективно реали-зовать свои права и будучи третьим лицом по делу. Даже технически потерпевшему невозможно на сайте Замоскворецкого районного суда г. Москвы отследить поступление и движение по делу по иску страховщика к омбудсмену (таких исков предъявляются тысячи, многие из которых не приняты к производству либо оставлены без движения).
Решение финомбудсмена – это лишь документ (акт), подтверждающий соблюдение адми-нистративного досудебного порядка урегулирования спора. Результат его оспаривания стра-ховщиком в суде (оставление в силе, изменение или отмена) не определяет обоснованность претензий потребителя к финансовой организации, поскольку они рассматриваются в другом деле по иску потребителя к финансовой организации (потребитель требует больше, чем удовле-творил финомбудсмен).
ФЗ-123 в ч.3 ст.25 и без того фактически сократил срок исковой давности с 3 лет до 30 дней, то есть в 36 раз. Срок на обращение в суд (30 дней после вступления в силу решения фи-нансового уполномоченного) является, по всей видимости, пресекательным. Решение омбудсме-на вступает в силу в течение 10 рабочих дней после подписания. Оставление судом иска потер-певшего без рассмотрения и вытекающая отсюда необходимость повторной подачи иска за пре-делами срока, установленного ч.3 ст. 25 Закона, лишает истца права на удовлетворение иска или принятие его к производству.
Кроме того, подобное применение закона (оставление исков потерпевших без рассмотре-ния /либо приостановление производства по делу/ в случае обжалования страховщиками реше-ний финансового уполномоченного) противоречит целям Закона и ставит потерпевших в нерав-ное положение в части доступности правосудия. Одних потерпевших, оставшихся с поврежден-ным имуществом без денежной компенсации, обрекают на длительное ожидание результатов рассмотрения судебных тяжб страховщика с омбудсменом, которые могут растянуться на год и более; а другим потерпевшим, решения по которым финомбудсмена не были обжалованы, сразу же открывается возможность предъявления иска. Получается, что гораздо выгоднее для потер-певшего добиться «отрицательного» решения финомбудсмена, которое не будет в силу этого об-жаловано страховщиком, чем «положительного», которое спровоцирует неминуемый иск стра-ховщика к уполномоченному.
Хотелось бы вновь вынести на обсуждение коллег вопрос о преюдициальной силе для по-требителя решения суда по иску страховщика к финобмудсмену. Мое мнение – для потребителя оно не должно быть обязательным, поскольку спор возникает между разными сторонами и пред-мет доказывания по каждому иску (страховщика к омбудсмену/потребителя к страховщику) – весьма различен. В конечном итоге, исходя из принципов гражданского материального и про-цессуального права, приоритет имеет право кредитора (потерпевшего) требовать в судебном по-рядке исполнения своего обязательства от должника (страховщика) перед правом должника оспаривать результат рассмотрения претензии кредитора, которую он в силу закона обязан был направить должностному лицу в рамках обязательной административной процедуры досудебно-го урегулирования спора.
Спор идет между должником (страховщиком) и кредитором (потерпевшим); кредитор – это потерпевший, чьи права регулируются ФЗ «Об ОСАГО»; одним из принципов ФЗ «Об ОСАГО» является гарантия права потерпевшего на компенсацию причиненных убытков. Судеб-ные процедуры, связанные с обжалованием должником (страховщиком) в судебном порядке ре-зультатов досудебного урегулирования спора финансовым уполномоченным, не должны оказы-вать влияния (препятствовать в реализации, создавать необоснованные препятствия, приостанав-ливать) в той или иной степени на права потерпевшего, в том числе права требовать от страхов-щика исполнения своего обязательства и права на судебную защиту.
Полагаем, что не для того принимался Закон о финансовом уполномоченном, чтобы за-труднять права потребителей финансовых услуг на рассмотрение спора в судебном порядке.
19.02.2020г.
(С) «Юрведа» (Карпов Генрих)
89206704787
Страсти по финомбудсмену
ВОЙТИ НА САЙТ
Восстановление пароля
А кто первым обратился в суд? Опасения подобного массового развития событий уже давно были. Поэтому рядом юристов было решено — нужно обращаться в «свой» суд как можно скорее.
И, я так понял, в Замоскворецком потерпевший был привлечен третьим лицом? А то там и ответчиками привлекали…
В суд подали в один и тот же день. Думаю, что вопрос о том, кто первый подал — не должен быть принципиальным.
Потерпевший третьим лицом привлечен не был. Про потерпевших как ответчиков — видел на сайте; такой статус может еще больше осложнить дело
Так об чём речь, Карл! Закон принимали не для потребителей… Бриллиантовый дым всем не даёт покоя…
Не то, что для потребителей был принят этот закон, а совсем наоборот, этот закон ущемляет права потребителя финансовых услуг (потерпевшего)! Закон был лоббирован не совсем честными чиновниками и принят не совсем порядочными депутатами! Некоторые статьи закона прямо противоречат не только другим действующим на сегодня законам (40-ФЗ), но и Конституции РФ!
Московский городской суд будет очень рад шквалу жалоб )) Ну и как обычно выйдут десятки обзор ВС РФ в качестве заплаток к ФЗ ))
"… ФЗ-123 в ч.3 ст.25 и без того фактически сократил срок исковой давности с 3 лет до 30 дней, то есть в 36 раз. " — очень интересно. Не подскажите есть уже практика по отказам судов в приёме иска к страховщику за пределами 30-дневного срока?