Перед одним из действительно уважаемых российских праздников – Днем Победы, хочу рассказать несколько сокращенную, но внушительную историю славы российской армии и подвига русских солдат и офицеров.
***
Летом 1805 года, когда руководство российского государства целиком было озабочено военными и политическими интригами в Европе против новорожденной империи Наполеона, на юге России Баба-хан рвался вернуть утраченное влияние Персии после прихода русских на Кавказ. Положение русских войск было достаточно сомнительным с военной точки зрения — около 6000 пехоты и 1400 кавалерии, разбросанные на огромной территории. В 17-м егерском полку числилось в трех батальонах 991 рядовой, на деле в строю был 201 человек.
Поэтому узнав, что на город Шушу (Азербайджан) идет 40 000 персидского войска под командованием Наследного Принца Аббас-Мирзы, командующий русскими войсками на Кавказе князь Цицианов выслал подмогу – 17 егерский полк под командованием полковника Карягина, шефский батальон под командой майора Котляревского, рота тифлисского мушкетерского полка капитана Татаринцова и артиллеристы подпоручика Гудим-Левковича. Всего 493 солдата и офицера при двух орудиях и русском воинском духе. 18 июня отряд выступил из Елисаветполя в Шушу.
У реки Шах-Булах, 24 июня произошло первое сражение с персидским авангардом (около 3000 человек). Карягин построил свое войско в каре и целый день отражал атаки персидской кавалерии. Затем он прошел еще 14 верст и встал укрепленным лагерем, у кургана урочища Кара-Агач-БаБа на р. Аскаран. Персы продолжили атаки русского лагеря, но так и не смогли до ночи ничего сделать. С раннего утра 25 июля началась бомбардировка лагеря пушками. Несколько раз персы предлагали командиру отряда сложить оружие, но неизменно получали отказ. Дабы не потерять единственный источник воды в ночь на 27 июня была произведена вылазка группы под командованием поручика Клюпина и подпоручика князя Туманова. Все четыре батареи персов были уничтожены, прислуга частью перебита, частью бежала, а фальконеты были сброшены в реку. К этому дню в отряде осталось 350 человек, причем половина имели раны разной степени тяжести.
На рассвете 27 июня штурм лагеря начали подошедшие основные силы персов. Атаки опять велись в течении всего дня. Понимая всю тяжесть положения, и то, что бегство нескольких солдат к врагу создает нездоровые настроения среди солдат полковник Карягин решает прорвать кольцо окружения, выйти к р. Шах-Булах и занять небольшую крепость стоящую на ее берегу. К князю Цицианову командир отряда послал донесение, в котором писал: «…дабы не подвергнуть совершенной и окончательной гибели остаток отряда и спасти людей и пушки, предпринял твердое решение пробиться с отважностью сквозь многочисленного неприятеля, окружившего со всех сторон…».
Проводником в этом отчаянном предприятии стал местный житель, армянин Мелик Вани. Оставив обоз и зарыв трофейное оружие, отряд двинулся в новый поход. Сначала двигались в полной тишине, затем произошло столкновение с конным разъездом противника и персы кинулись догонять отряд. Правда и на марше попытки уничтожить эту израненную и смертельно уставшую, но все так же боевую группу не принесли персам удачи. В замке Шах-Булах находился персидский гарнизон (150 человек) под командованием Эмир-хана и Фиал-хана.Увидев русских, часовые подняли тревогу и открыли огонь, но метко пущенное ядро разбило ворота, и русские ворвались в замок. В рапорте от 28 июня 1805 года Карягин сообщал: «…крепость взята, неприятель прогнан из оной и из лесу с малой с нашей стороны потерею. С неприятельской же стороны убиты оба хана…Расположась в крепости, ожидаю повелений вашего сиятельства». К вечеру в строю было только 179 человек, и 45 зарядов для пушек. Узнав об этом, князь Цицианов писал Карягину: «В отчаянии неслыханном прошу вас подкрепить солдат, а Бога прошу подкрепить Вас».
Оказалось, что в крепости фактически нет припасов, а также к укреплению подошли персидские войска. Аббас-Мирза попытался с ходу выбить русских из укрепления, но его войска понесли потери и вынуждены были перейти к блокаде. Будучи уверен, что русские в ловушке Аббас-Мирза предложил им сложить оружие, но получил отказ. Положение отряда было крайне тяжелым и Карягин решается на еще более невероятный шаг, пробиться сквозь полчища неприятеля к не занятой персами крепости Мухрат. 7 июля в 22.00 начался это марш.
Важно понимать, что к 7 июля отряд беспрерывно сражался вот уже 13-ый день и был в состоянии «предельно отчаянные люди на одной лишь злости и силе духа движутся в Сердце Тьмы этого безумного, невозможного, невероятного, немыслимого похода». С пушками, с подводами раненых Карягин выскользнул из крепости, и даже солдаты, оставшиеся перекликаться на стенах, сумели уйти от персов и догнать отряд, хотя и уже приготовились умереть, понимая абсолютную смертельность своей задачи.
На пути следования отряда возник глубокий овраг с крутыми склонами. Люди и лошади могли его преодолеть, а вот орудия? Тогда рядовой Гаврила Сидоров спрыгнул на дно рва, за ним еще десяток солдат. Первое орудие как птица перелетело на другую сторону, второе сорвалось и колесо ударило рядового Сидорова в висок. После переправы из рва вышли только 2-е солдат.
8 июля отряд пришел в Ксапет, отсюда Карягин отправил вперед подводы с ранеными под командой Котляревского, а сам двинулся за ними. В трех верстах от Мухрат на колонну кинулись персы, но были отбиты огнем и штыками. Один из офицеров вспоминал: «…но лишь только Котляревский успел от нас отдалиться, как мы жестоко были атакованы несколькими тысячами персиян, и натиск их был так силен и внезапен, что они успели захватить обе наши пушки. Это уже совсем не штука. Карягин закричал: «Ребята, вперед, вперед спасайте пушки!» Все бросились как львы, и тотчас штыки наши открыли дорогу». Пытаясь отрезать русских от крепости, Аббас-Мирза послал кавалерийский отряд для ее захвата, но и здесь персы потерпели неудачу. Инвалидная команда Котляревского отбросила персидских всадников. К вечеру в Мухрат пришел и Карягин с остатком отряда.
Получив рапорт от 9 июля, князь Цицианов собрал отряд в 2371 человек при 10 орудиях и вышел навстречу Карягину. 15 июля отряд князя Цицианова, отбросил персов от реки Тертара. Узнав об этом, Карягин ночью оставляет Мухрат и идет на соединение со своим командующим.
Совершив этот удивительный марш отряд полковника Карягина в течении трех недель приковал к себе внимание почти 20000 персов. За этот поход полковник Карягин был награжден золотой шпагой с надписью «за храбрость». Майор Котляревский награжден орденом Святого Владимира 4-й степени, оставшиеся в живых офицеры орденами Святой Анны 3-й степени. Не остался без награды и Аванес Юзбаши (мелик Вани), он был произведен в прапорщики и получил 200 рублей серебром в пожизненную пенсию. Подвиг рядового Сидорова в 1892 году, в год 250-летия полка был увековечен в памятнике установленном в штаб-квартире Эриванцев Манглисе.
Использовано:
Михаил Гололобов «Поход отряда полковника Карягина»
Картина Франц Рубо, «Живой мост», 1892 год.
PS. Что-то уже не хочется мне смотреть красивое голливудское кино “300 спартанцев».
Да, подвиги наших людей нами не ценятся и очень быстро забываются.
Вот европейцы или пендосы каждый пук своего солдата двухсотлетней давности помнят и фильмы про это снимают и смотрят. Это в первую очередь забота государства о своей истории.
Они ведь до сих пор уверены что Вторую Мировую выиграли…
Европейцы, туды их, не только пук своих солдат помнят. Давеча в армейском музее королевства Швеция наблюдал, читал и слушал много, обращал внимание на сказанное про Россию и русских солдат. Вполне с уважением, корректно и по человечески. Даже если в сцене, изображающий бой, один стреляет в другого или втыкает в пузо штык — оба они одинаково нормальные люди, а не «благородный потомок викингов» и «грязный иван». Поучится бы.
Kutek, хоть бы написал откуда «украл»)))
Я написал откуда источник материала. А тот гавнюк, который матюками про подвиги людей пишет не шибко достоин упоминаний, тем более что сам он ничего исторического кроме чрезмерной образности выражений в тему не превнес.
Сдается, многое здесь былинно преувеличено, что-то переврано изначально, а что-то впоследствии, как это водится с историей. Кстати, странный автор: в 1805 году Азербайджана не было, Шуша была столицей Карабахского ханства… Многое в тексте можно переосмыслить: похоже, из пустого Шах-Булаха персы скорее намеревались дать деру, а вовсе не атаковать… Да и с Гаврилой Сидоровым непонятная история какая-то.
Впрочем, все равно внушает уважение.
Азербайджан в данном контексте указан для ориентировки места событий для современного читателя.
А во-вторых, что в нашей с Вами истории былинно не преувеличено? Читая труды Л.Гумилева или Ключевского с болью вспоминаешь наши школьные учебники истории. Я уже молчу про новых «историков» типа Носенко, Фоменко и т.п.
В истории М.Гололобова было мучительно больно за забытых героев России. Их немало было и есть, но почему-то дети должны читать всякую ерунду про походы Карла Великого, про завоевания Александра Великого? Я не хочу сказать, что надо наплевать на мировую историю, но… может быть она нам нужна чуть менее развернуто, а в освободившееся пространство дать для таких вот событий НАШЕЙ истории? Может быть от этого и начнут граждане России немного больше любить и гордиться своей страной, может вырастая будут немного меньше ее грабить и разорять?
Ну и не понял что Вам непонятно с Гаврилой Сидоровым? Ну не побежим же мы с Вами искать свителей, архивных видеоматериалов, воспоминаний коня. Давайте, поверим, что тут плохого? В конце-концов современники сочли достойным поставить ему памятник
Очень напоминает историю про 28 панфиловцкв.
А бессовестность Senzor как всегда поражает. СССР был вынужден вступить во 2ю мировую только на второй год её. А до этого советские газеты заливались радостью по поводу того, как здорово, что капиталисты убивают друг друга и вдруг верный друг Гитлер напал. И не воевал СССР во 2й мировой, а назвал её ВОВ, чтоб отделиться на словах. Потому, что 2ю мировую начал в паре с Гитлером, разрывом Польши. И не мог СССР без союзников победить, так бы и просрал без продовольстви(подаренного Гитлеру) и без оружия профуканного ему же.
Мерзкое свинство гадить на боевых соратников, без которых…
Я не верю во всю эту историю-3000 конных против 120 пеших с двумя пушками, стреляющими с ходу… Под которые кладут, как брёвна живых людей, вместо того, чтоб на руках.Я уж не говорю об обороне крепости с разбитыми воротами.
Без еды и сна.
А это все тут обязательно надо было писать?
Я про самоотверженность российских солдат вообще-то, а не про советские газеты 1940 года
Читайте больше!
1. В. Потто. Все произведения. Там и о Карягине и о Сидорове и о Монтрезоре (слишали про такого? Уверен — нет!), и о Котляревском, и о… В общем узнаете Кавказ по-новому.
2. Бобровский. История 13 Эриванского полка.
3. «Акты собраные Кавказской археологической комиссией»
Для начала хватит. На первый год чтения.
Войдите через свой аккаунт в соц. сетях или почтовых сервисах