Добрый день, коллеги!
Увидел на днях письмо РСА по поводу порядка хранения копий документов страхователей (паспорт, водительское удостоверение и т.п.). В некоторых СК его смысл уже извратили и издали приказы об обязательном копировании при заключении договора ОСАГО паспорта, ВУ, диагностической карты и т.п. или брать с клиентов расписку в том, что они отказываются предоставить их для копирования.
На мой взгляд требования абсолютно незаконные, т.к. в законе об ОСАГО ни чего такого нет.
Поделитесь опытом как с этим бороться. Ведь внутренние приказы компании для клиентов по барабану, а сотрудники вынуждены их исполнять.
Я конечно, больше по урегулированию, но неужели при страховании никаких документов не требуется предоставлять? Разве все со слов? И, собсно, что такого в том, чтоб оставить копию своих документов? Если вы не доверяете СК, идите в другую, которой доверяете и можете спокойно оставить копии своих драгоценных документов.
Или я чего-то не поняла? Или щас просто модно ругать СК за все на свете?
Документы надо предоставлять. Речь идет об их копировании. Есть закон о защите персональных данных. Паспорт мы даже в руки не имеем права брать.
Я тоже кстати по урегулированию.
это не внутренний приказ СК, и не не требование РСА, это требование- СБРФР. подписанное Жуком, о том что СК необходимо исполнять приказ ФСФР от марта 2013, который гласит о том что страховщик обязан хранить информацию ( в том числе копии документов) на основании которой он заключил договор.
Вот и Вы путаете. Хранить обязан (то что накопировал), а не делать копии в обязательном порядке. Закон об ОСАГО штука закрытая и ни какому расширенному толкованию не подлежит.
На данный момент СК не требуют копии всех документов. ОСАГО, как и раньше, выписывается на основании заявления от Страхователья. Одна из СК (топ-10) прислала бланк заявления на отказ в предоставлении копий документов, остальные еще молчат.
О том и речь, что сотрудники одной из СК тупо выполняют распоряжение начальства.
ну это просто такой ход конем, если Вы отказываетесь представить документы для копирования (а на страхователей не возложена обязанность это делать), то у страховщика отсутствует фактическая возможность хранить копии и когда надзор вздумает покарать страховщика за отсутствие копий, страховщик представит отказ и тогда ему, наверное, погрозят пальчиком, но покарать не смогут…
Дайте ка угадаю. МСК?
Лучше бы и остальные СК молчали, а то сделай копии всех документов — это же какой перерасход бумаги будет…
скорее всего исполнять будут мелкие и средние, а топы проверок надзора и рса не боятся их из-за этого не прикроют, а у мелких крови попьют.
Да ни какие, у кого голова на месте, не будут этого делать. Нет таких требований ни в законе ни в письме РСА. Речь именно о неверной трактовке письма.
ню ню, мне уже о как минимум двух известно
Значит рассказываю как дело было.
Был такой Приказ Минфина № 193-н, им утвержден Перечень документов, которые страховщики должны хранить вечно и свято…
Так вот, там написано «страховщик обязан сохранять заявления о заключении (изменении, прекращении) договоров страхования и иные документы, явившиеся основанием для заключения (изменения, прекращения) договоров страхования».
Я рассуждала так. В части заключения договора надо хранить заявление (если оно письменное), а если оно устное (или иные документы составлены отдельно), то надо хранить иные документы, предусмотренные ГК РФ, такие как: письменное согласие о назначении выгодоприобретателя (п. 2 ст. 934 ГК РФ); ответ страхователя на письменный запрос страховщика информации о существенных обстоятельствах (п. 1 ст. 944 ГК РФ); экспертиза действительной стоимости имущества (п. 1 ст. 945 ГК РФ) и т.д.
Но никак не документы, которые лишь представлены страховщику (по сути для обозрения) и на основании которых составлено заявление на страхование, содержащее все необходимые сведения из представленных документов.
Такая трактовка косвенно подтверждалась тем, что в самом этом Перечне указано только на хранение оригиналов, но страховщик же не может хранить оригинал, например, В/У, хранение копий этим документом не предусмотрено.
ФСФР в какой-то момент начал считать, что страховщик должен хранить все, чего касается его глаз....(например, документы из п. 15 Правил ОСАГО). Потом, вроде как, страховщики совместными усилиями их усмирили и они вняли доводам разума… но… оказалось, что надзор предпринял обходной маневр. ФСФР таки втихушку издал свой Приказ, которым утвердил новый Перечень и дописал туда (вольная цитата: а также копии предъявляемых при заключении договоров документов)… ну и… тут уже пришлось идти сдаваться…
но чувство недоумения осталось… нафига козе баян я так и не поняла…
так бить то будут?
ну, насколько я понимаю, они будут следить за соблюдением этого Приказа и, при необходимости, карать )))
другой вопрос, думал ли кто-нибудь о сопутствующих операционных расходах на копирование и хранение… и соизмерял ли целесообразность хранения таких документов (кстати, мне не очевидную) с такими издержками…
так что теперь еще свято храним ксерокопии… вроде как собирались сделать послабление и любезно разрешить хранить в электронном виде…
«ФСФР таки втихушку издал свой Приказ»
Да 115-ФЗ цветёт и пахнет. Со всеми аппликациями и комментами Финразведки
Будем отбиваться
Засылаемым баблом?
Приказ ФСФР России от 06.03.2013 N 13-16/пз-н
II. Перечень документов, сохранность которых обязаны
обеспечить страховщики
«письменные заявления о заключении (изменении, прекращении) договоров страхования, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оформление, и иные документы, явившиеся основанием для заключения (изменения, прекращения) договоров страхования, а также копии предъявляемых при заключении (изменении, прекращении) договоров страхования документов, предусмотренных законодательством»
Поскольку ВУ и талон ТО/диагностическая карта и пр. необходимы для заключения договора ОСАГО, то соответственно страховщик должен хранить их копии. Не предоставите по запросу СБУ — могут наложить штраф.
Раньше у ФСФР не получилось наложить на страховщика штраф только потому, что раньше действовал Приказ Минфина № 193-н, в котором обязанности хранить данных документов не было. На АСН была информация о подобной попытке ФСФР.
Сейчас же необходимость хранить копии данных документов существует.
"… иные документы, явившиеся основанием для заключения договора страхования...". Я так понимаю, что договор ОСАГО заключается на основании Заявления Страхователя. Не встречала ни в одном типовом договоре формулировки «Договор заключен на основании паспорта и водительского удостоверения...». В то же время все эти документы (копии) их, бывает, встречаются в пункте «Приложения к договору/заявлению». Вот когда такие приложения есть — значит надо их прилагать и хранить. А в Заявлении и полисе ОСАГО их нет.
Вы просто невнимательно прочитали текст нового Перечня, утвержденного Приказом ФСФР:
а также копии предъявляемых при заключении (изменении, прекращении) договоров страхования документов, предусмотренных законодательством». А предъявляется это все в соответствии с п. 15 Правил.
Опять же речь только о хранении. О том, чтобы делать их копии в обязательном порядке речи нет.
Если бы это действительно было обязательно, все страховщики уже бы напряглись. А так только пара СК,
Чтобы хранить, необходимо снять копию. Понятно, что оригиналы страховщик у себя иметь не может. Но по запросу СБР необходимо будет представить копии документов.
Ильич, абсолютно с Вами согласна! Я хожу в Банк, получаю посылку на почте и т. д. и т. п. Везде заполняю данные паспорта, но нигде не снимают копии. Я так понимаю, что специалист, который принимает заявление, обязан сверить указанные там данные с оригиналом, а Страхователь обязан нам их предъявить (причем, согласно п. 16 Правил он может предъявить не оригиналы, а копии), поэтому ни о какой вере на слово речь не идет. У специалиста этого есть обязанности и он их выполнять должен, а не выполнил — отвечать (если выявится). И у Страхователя ответственность есть — см. п. 15. 1. Но насчет копирования — это маразм.
Я так понимаю, что хранить надо заявление. А если бы Закон предусматривал снятие копий, то в заявлении был бы пунктик «Приложения к заявлению: 1, 2, 3...».
Но чтобы расчитать премию по ОСАГО, необходимы стаж вождения и возраст. + соответственно талонТО (диагностическая карта) действующий. Данные документы страхователь обязан представить. Соответственно если СБР делает запрос по данному договору и требует предоставить в числе документов талон ТО и т.п., а страховщик не предоставляет, то это повод привлечь на 500 штук.
В приказе ФСФР как раз прописана обязанность хранить копии предъявляемых при заключении (изменении, прекращении) договоров страхования документов. А вышеуказанные как раз такими и являются.
Чем больше копий документов приложено к договору ОСАГО, тем достовернее информация по нему в базе данных СК — и тем меньше риск при пролонгации договора столкнуться с формулировкой «Ваш запрос B2B некорректен, так как данные по нему не совпадают с указанными в заявлении. Подтвердите смену фамилии/имени/отчества/водительского удостоверения/даты рождения/пола , иначе возвращен класс 3 КБМ=1.»
Это я вам как операционист говорю.
P.S. Ну и просьба к страхователям вдумчиво читать, под чем подписываетесь, а то мало ли что там замерзающий полевой агент хладеющей рукой застывшими чернилами начертал.
Вы не поверите… Я работаю больше 5 лет в СК, где копии документов прикладываются к договору всегда. И тем не менее — по нашим же договорам База РСА выдает " Кбм не найден"… Объяснение простое: данные в базу (с документов ли, с заявления ли) заносятся руками операциониста, который может занести букву «О» вместо цифры «0». Или данные ВУ перепутать, или буквку) в имени пропустить. Так что хоть три раза откопируй все документы.
Чем теплее Вы оденетесь, тем меньше вероятность, что Вы замерзнете. А лучше еще с собой тележку всевозможных запасов возить. Мало ли что понадобится.
Я, честно сказать, удивилась, что сейчас этот разговор про копии возник. Наша-то бухгалтерия уже лет 6 назад с нас, продавцов, ссылаясь также на письмо Минфина, требовала прикладывать копии всех документов. И прикладываем. Но здравый смысл мой против такого маразма. Как человеку разумному, мне хочется знать цель своих действий. Какова цель прикладывания копий? Единственная версия, которую я слышала:
«Проверить правильность заполнения документов». Получается, представитель СК, который оформляет договор, — априори не заслуживает доверия (хотя имеет доверенность))). Опять же — в банке мне вклад выдали — копию паспорта не сняли, а просто данные сверили. Они, видимо, своим специалистам доверяют. А в СК одни дебилы и мошенники работают.
Причем, я сотрудник очень законопослушный, и если в методике по страхованию имущества есть список необходимых документов (копий), которые я должна приложить к договору, — прикладываю. Dura lex…
Но в какой методике РСА четко прописано, что я как агент должна передать в СК кроме полиса, заявления, квитанции и денег?
Все правильно Вы пишите. Все внутренние методики СК на эту тему — продукт тех, кто показывает, что якобы работает. Клиент не является сотрудником СК, поэтому ему все внутренние методики и приказы по барабану.
А бухгалтерия — это отдельная песня. При выплате, например, требуется только страховой акт и реквизиты. Это согласно законам, а не методикам. Что только дополнительно бухгалтерия не требует. Рождаются новые документы, например, распоряжение на выплату. Люди, которые эти документы готовят не приносят ни какой пользы, а только расходуют бумагу, деньги и время. Однако этот документы до сих пор в ряде СК существует.
Войдите через свой аккаунт в соц. сетях или почтовых сервисах