Документ, принятие которого инициировало правительство РФ, в июне этого года внесла в Госдуму группа депутатов во главе с председателем комитета по охране здоровья Ольгой Борзовой. Уже через месяц он был принят в первом чтении.
В рамках второго чтения Дума, в частности, приняла поправку, наделяющую полномочиями страховщика в системе ОМС Федеральный фонд (ФФОМС), территориальные фонды ОМС и страховые медицинские организации. И ФФОМС, и терфонды ОМС должны быть не госучреждениями, как предполагалось первоначально, а некоммерческими организациями. Медстраховщики будут лицензироваться в особом порядке, установленном правительством РФ. Одобрен запрет на осуществление медстраховщиками иной деятельности, кроме ОМС и ДМС, причем учитывать операции по этим видам следует раздельно. Средства для оплаты медпомощи в рамках ОМС носят целевой характер и не могут быть потрачены на иные нужды, гласит еще одна принятая поправка, предложенная правительством РФ. В составе целевых средств – перечисления от терфондов ОМС, а также 70% от сумм, необоснованно предъявленных ЛПУ к оплате, – если это выявили экспертиза качества медицинской помощи или медико-экономическая экспертиза. При этом 30% этих сумм страховщик вправе включить в собственные средства. В состав собственных средств также включаются расходы на ведение дела, размер которых не может быть меньше 1% и больше 2% от средств, поступивших в страховую компанию по дифференцированным подушевым нормативам.
Ко второму чтению из закона были исключены пункты о резервах на случай недостатка средств на оплату медпомощи и предупредительных мероприятий.
В основании деятельности страховщика ОМС – два договора: с терфондом ОМС о финансовом обеспечении и с ЛПУ на оказание и оплату медпомощи застрахованным. Ко второму чтению законопроекта правительство предложило уточненные варианты статей о порядке заключения данных договоров, и Госдума их одобрила.
По инициативе правительства, медстраховщиков обяжут через интернет информировать об учредителях, опыте работы и т.д. Терфонд ОМС на основании уведомления от медстраховщика, пожелавшего работать в сфере ОМС в данном регионе, обязан включить его в соответствующий реестр. ФФОМС будет вести единый реестр таких компаний.
В законопроекте сохранился также ряд основных положений, предлагавшихся к первому чтению:
- право застрахованного на выбор страховщика, ЛПУ и врача, а также на возмещение вреда от страховщика и ЛПУ, не исполнивших свои обязанности по организации и оказанию медпомощи;
- выдача застрахованным полиса единого образца, удостоверяющего право на бесплатное оказание медицинской помощи на всей территории РФ в объеме, предусмотренном базовой программой ОМС (полис включается в состав универсальной электронной карты гражданина);
- введение персонифицированного учета застрахованных.
- Помимо этого приняты пункты о финансовом обеспечении за счет бюджета ФФОМС программ модернизации здравоохранения субъектов РФ в 2011–2012 гг. В частности, медицинским страховщикам направят бюджетные субсидии, предназначенные для оплаты внедрения в ЛПУ стандартов медицинской помощи.
Как уже сообщало АСН, на принятии законов о реформе ОМС до конца года настаивал премьер-министр Владимир Путин. Вчера депутатам хватило 20 минут для рассмотрения около 600 поправок, поступивших ко второму чтению. Комитету Госдумы поручено подготовить проект к третьему, окончательному, чтению, которое может состояться через несколько недель.