50 млн долл. с «Росгосстраха»

Вчера в суде началось разбирательство по иску «Космической связи», требующей взыскать с «Росгосстраха» почти 50 млн долл. возмещения в связи с полной гибелью спутника «Экспресс-А4». К полной гибели истец приравнивает неполадки с двигателем спутника, из-за которых он не приносит запланированного дохода. «Росгосстрах» заявляет, что спутник исправен и выполняет свои функции.

14:52
На слушаниях в Арбитражном суде Москвы, где присутствовал корреспондент АСН, выяснилось, что в период с 10 июня 2002 г. по 10 июня 2004 г. «Росгосстрах» страховал запуск спутника связи «Экспресс-А4» и его эксплуатацию на орбите. Страховая сумма по договору превышала 50 млн долл. Заказчиками запуска выступали ФГУП «Космическая связь» и «Роскосмос». Космический аппарат был изготовлен НПО ПМ им.Решетнева. Согласно контракту на поставку, спутник должен был работать на орбите в течение 7 лет.

В феврале 2004 г. вышел из строя двигатель спутника, отвечавший за коррекцию его положения на орбитальной позиции, сообщила суду представитель истца. Через 2 недели о страховом случае уведомили страховщика, но ответа не последовало, заявила юрист «Космической связи». В октябре «Росгосстрах» получил заявление о частичной гибели спутника и требование выплатить около 16 млн долл. возмещения. Однако через несколько месяцев эксперты комиссии Роскосмоса признали «Экспресс-А4» полностью погибшим. «Спутник – очень сложный объект для исследования его состояния, поэтому на это ушел столь долгий срок», - отметила представитель истца. По ее словам, датой страхового события – полной гибели спутника – следует считать 21 февраля 2004 г., момент отказа двигателя. С учетом всех условий полиса «Росгосстрах» должен выплатить 1.39 млрд руб. (более 48.3 млн долл.) возмещения, полагает истец.

В ответ представители «Росгосстраха» заявили суду, что уведомление об отказе двигателя в апреле 2004 г. «Космическая связь» направила в Холдинговую компанию «Росгосстрах», а не в одноименное ОАО, которое страховало спутник. При этом юристы страховщика не согласны с утверждением о полной гибели космического аппарата. По их словам, под полной гибелью следует понимать ситуацию, при которой спутник не может функционировать из-за разрушения, полной потери возможности его контролировать, либо окончательного и необратимого схода с орбитальной позиции. Между тем с момента ввода в эксплуатацию 15 августа 2002 г. и до сих пор спутник продолжает передавать сигнал связи, о чем свидетельствуют периодические «Отчеты по состоянию КА «Экспресс-А4». Во всех отчетах говорится, что спутник «исправен» и «выполнил свою задачу в системах подвижной и фиксированной спутниковой связи», отметили юристы ответчика. Осенью прошлого года «Космическая связь» перевела «Экспресс-А4» с одной орбитальной позиции на другую и официально заявила о том, что с ноября начинает оказывать услуги связи и вещания на спутнике из новой позиции.

Юристы «Росгосстраха» также заявили, что после отказа штатного двигателя спутника страхователь принял меры для предотвращения убытка, начав использовать дополнительный двигатель Т-120 для удержания «Экспресс-А4» на орбитальной позиции. Сославшись на НПО ПМ им.Решетнева, изготовившего этот двигатель, представители ответчика заявили, что по своим параметрам Т-120 способен полностью компенсировать последствия отказа штатного двигателя. Тот факт, что производитель не дал гарантию на Т-120, обусловлен тем, что двигатель является экспериментальным, и ранее для подобных целей не использовался.

Представитель «Космической связи» заявила на это, что отсутствие гарантии привело к значительным убыткам для заказчиков. «Мы не знаем, удержит ли Т-120 спутник на месте в течение 7 лет, - отметила она. - Мы не можем гарантировать это нашим клиентам, строителям наземных сетей, и те отказываются работать с нами по этому спутнику... В отличие от других наших аппаратов, загруженных на 60-75%, «Экспресс-А4» используется менее чем на 1% от своих возможностей». По словам юриста «Космической связи», заявленный в иске размер убытка обусловлен тем, что окупить вложения в строительство, запуск и эксплуатацию спутника невозможно.

На это юристы «Росгосстраха» заявили, что уже после отказа двигателя в феврале 2004 г. истец заработал на эксплуатации спутника около 11 млн долл. Если бы «Космическая связь» не стала «широко заявлять о проблемах с «Экспресс-А4», то «клиенты не ушли бы», добавили представители ответчика.

Выслушав обе стороны, судья Любовь Бусарова решила отложить рассмотрение дела на несколько дней.
Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
Добавить комментарий
Оставить комментарий

Подпишитесь на новостную рассылку ASN Daily

Самые интересные материалы сайта на ваш электронный адрес
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля