Зимой 2012 г. Надежда Заец вышла к своей Mazda, завела ее и стала очищать стекла от снега. В машине сработала автоматическая блокировка дверей, и женщина поднялась домой за запасными ключами. В это время автомобиль украли. «РЕСО-Гарантия», где было застраховано каско машины, платить не стала, сославшись на правила страхования. Согласно им, хищение автомобиля с оставленными в нем регистрационными документами, ключом от замка зажигания, электронной меткой, ключом механического защитного устройства и брелоком от системы охраны не являлось страховым случаем.
Женщина не согласилась с этим решением и обратилась в суд. Однако Московский районный суд Санкт-Петербурга, а затем и Санкт-Петербургский городской суд отказались удовлетворить ее иск. Тогда Надежда Заец обратилась с кассационной жалобой в Верховный суд.
Верховный суд отменил решения нижестоящих инстанций и направил дело на новое рассмотрение. При этом он указал, что основания для освобождения страховщика от выплаты перечислены в Гражданском кодексе. «Действия же самого страхователя... не могут рассматриваться как страховой случай, поскольку эти действия влияют на наступление страхового случая, на увеличение последствий страхового случая, и могут служить основанием к освобождению страховщика от обязанности выплатить страховое возмещение в случае отнесения законом этих действий к действиям, освобождающим страховщика от ответственности», – полагает Верховный суд.
Суд первой инстанции, рассмотревший дело заново, частично удовлетворил иск Надежды Заец. Как сообщили АСН в «РЕСО-Гарантии», после вынесения решения Верховным судом, страховщик выплатил возмещение, не дожидаясь окончания разбирательства и «еще раз оценив обстоятельства дела, а также учитывая изменение судебной практики в подобных спорах». Суд взыскал со страховщика неустойку по ст. 395 ГК РФ, госпошлину и частично – расходы на представителя. Во взыскании 50%-ного штрафа по закону о защите прав потребителей суд отказал.
Опрошенные АСН страховые юристы считают целесообразным решение страховщика о выплате возмещения в сложившейся ситуации: это избавило его от крупного штрафа при том, что после вердикта Верховного суда не имело смысла ждать поддержки со стороны суда первой инстанции.
«Позиция Верховного суда абсолютно неправильна, он смешал в одну кучу основания для отказа в выплате и основания для признания события не страховым. Считаю, что страховщикам нужно отстаивать право оговаривать исключения из страхового покрытия – например, добиваться внесения соответствующих изменений в закон об организации страхового дела», – говорит управляющий партнер адвокатского бюро «Филипков и партнеры» Вадим Филипков.
Старший партнер Общества страховых юристов Сергей Дедиков придерживается противоположного мнения. «В данном случае я целиком и полностью на стороне Верховного суда», – говорит он. Страхователь, у которого захлопнулась дверь заведенного автомобиля, просто попал в тяжелую ситуацию, и считать это основанием для освобождения компании от выплаты было бы неправильно. То, что клиент оставил заведенный автомобиль и ушел за ключами, безусловно, несколько увеличило риск. «Но что еще, исходя из реалий жизни, он должен был сделать в этой ситуации?» – недоумевает Сергей Дедиков.
Суд вынудил страховщика пойти против правил
Отступив от собственных правил страхования, «РЕСО-Гарантия» решила выплатить возмещение клиентке, заведенный автомобиль которой угнали с документами в салоне. Сделать это вынудила страховщика позиция Верховного суда РФ.
Не совсем понятно упорство некоторых страховых компаний по таким случаям. Отношение подобных ситуаций к общему количеству убытков 1 х 5 — 10 тыс. И чего упираться тем более такой крупной страховой компании? Считали бы это пиар выплатой и все…
РЕСО постоянно пытается не доплатить или не заплатить, так как портфель из более 70% состоит из авто.
Йонас, а есть у нас кто то не с такой же выплатной политикой?
Ингосстрах. Не?
Я раньше был лучшего мнения о РЕСО, хотя сотрудники РЕСО и рассказывали о политике выплат. Из 10 отказанным, 5 придут в суд, а из них только трое выиграют этот суд, но все меняется…
Ингос странная контора. По СПб руководитель по рознице из автосалона, когда пришел, то с многими агентами стали разрывать отношение плюс хамское отношение. С убытками не довелось столкнуться.
По некоторым разговорам ингос хорошо платит только по линейке премиум, платинум и gm с остальным, особенно по оптималу, начинается котовасия.
Честность страхователя всегда вознаграждается отказом в выплате. Если бы истица заявила, что знать не знает, как похищен автомобиль («с утра вышла — ой, угнали...»), а документы и ключи потеряла от волнения, когда шла в полицию заявлять о пропаже — страховщику крыть было бы нечем. И хитромудрые правила страхования не помогли бы.
То, что клиент оставил заведенный автомобиль и ушел за ключами, безусловно, несколько увеличило риск. «Но что еще, исходя из реалий жизни, он должен был сделать в этой ситуации?» – недоумевает Сергей Дедиков.
Если отвлечься от страхования, то, поправьте, если что, в аналогичной ситуации если, например, угонщик потом что-то или кого-то повредит, то в соответствии с ГК ответственность может быть возложена и на владельца авто. То есть в принципе владелец авто в этом случае не считается таким уж несчастным и беззащитным существом (по крайней мере, если у него нет полиса)))).
А в реальной жизни я лично воспользовался телефоном проходившего рядом человека, чтобы заручиться необходимой мне помощью. Жизнь, конечно, многообразна, но…
Стандартная схема угона.
Сканируется код закрытия и открытия авто, пришел хозяин, завел, но тут машина захлопнулась.
Пошел за вторыми ключами, приходи машины нет.
Может инструкцию прописать в Првилах — не отходить от машины.
ДА, а еще лучще просто жить в ней. Только дырку в полу не забудьте проделать.
В России нет закона. Есть столб, а на столбе корона. А у неккоторых судейских она уже потолок царапает, так как решили, что они сами и есть закон
у многих специалистов страховщиков по урегулирования убытков «корона», к сожалению, не меньше… А в данном конкретном случае суды ИМХО весьма последовательно применяют норму, касающуюся наступления страхового случая вследствие грубой неосторожности страхователя.
Суды последовательно продолжают не замечать подзаконные акты, которые были утверждены Правителсьтвом. Видмо кроме как на тонюсенький закон их не хватает
Можно попросить уточнить, какой именно подзаконный акт должен был быть применен в данной ситуации?
РЕСО — «славная» компания, столкнулся. В выходные отпишу. Подробно. Обязанность страховщика ДОКАЗАТЬ в суде умысел владельца. Для этого в СК есть службы противодействия мошенничеству и т.п. А если это ограбление? Или если в каком-нибудь ресторанчике у человека, которого «вели», вытянули ключ и документы? Барсетку сперли, например. Поди потом докажи, что ты ее не специально оставил в машине.
А пенять на постановление Пленума Верховного Суда #20 — перекладывать с больной головы на здоровую. В кои-то веки лицом к обычному гражданину повернулась власть. У обычного гражданина в разы меньше возможностей (финансовых, административных) отстоять свои права, чем у такого «монстра», как РЕСО.
Подпишитесь на новостную рассылку ASN Daily
Войдите через свой аккаунт в соц. сетях или почтовых сервисах