Суд заменил противоугонную систему полисом каско

Мосгорсуд решил, что страховщик каско должен платить за похищенный автомобиль, даже если автовладелец решил не пользоваться противоугонной системой, оговоренной договором страхования. При этом страховую компанию наказали 50%-м потребительским штрафом.

09:01
19
Суд в очередной раз продемонстрировал, что самая надежная противоугонная система – это полис каско.

Автомобиль, каско которого было застраховано в СГ МСК, угнали со стоянки. В ходе разбирательства выяснилось, что автовладелица оставила машину, не включив нештатную противоугонную систему. Она ограничилась штатным иммобилайзером и механической системой. Страховщик счел, что клиентка нарушила согласованные с ним условия хранения машины, и признал этот угон нестраховым случаем.

Гражданка не согласилась с этим и обратилась в суд. Первая инстанция встала на сторону страховщика, указав, что женщина совершила «действия, способствующие хищению транспортного средства», что является основанием для освобождения СГ МСК от страховой выплаты. Однако судебная коллегия Мосгорсуда, куда гражданка обратилась с жалобой на это решение, отменила его и обязала страховщика выплатить возмещение. Судьи сочли, что страховщик может быть освобожден от выплаты возмещения, только если страховой случай наступил вследствие умысла клиента. Гражданский кодекс содержит оговорку, согласно которой законом могут быть установлены случаи освобождения страховщика от выплаты при грубой неосторожности страхователя. Однако законом такие случаи не определены, говорится в судебном определении.

Опрошенные АСН страховые юристы не согласны с решением судебной коллегии Мосгорсуда.

«С учетом нынешней позиции Верховного суда страховщик должен перечислять в правилах частные случаи, являющиеся страховыми (например: «хищение автомобиля со включенной противоугонной сигнализацией»). Де-факто суды путают понятия отказа в выплате и признания события нестраховым. Кардинально эту проблему можно решить только внесением изменений в закон об организации страхового дела», – полагает управляющий партнер адвокатского бюро «Филипков и партнеры» Вадим Филипков.

«Рассуждения суда, по-моему, основаны на однобоком толковании отдельных норм: по закону стороны имеют право согласовать определенные условия договора, в том числе – использование страхователем определенной противоугонной системы при страховании по более низкому тарифу. Надеюсь, что после вступления в силу поправок к закону об организации страхового дела такая судебная практика будет скорректирована», – говорит партнер ЗАО «Первая юридическая сеть» Павел Курлат.

Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
19 комментариев
19 комментариев
  • Alan Shore
    11:18

    Абсолютно все законно!!!

    • Ведьма из Блэр
      11:45

      Да? А мы вот за спутниковую сигнализацию тариф на каско давали в прошлом году около 3%. Чую, щас прилетят нам убытки :(

      • Scarh Neamhai (А.А. Суворов)
        12:22

        Ведьма,

        а Вы не отказывайте в выплате, а предъявляйте встречный иск о компенсации убытков, причиненных предоставлением в рамках заявления на страхование заведомо ложных сведений. И потом зачет встречных однородных требований.

        • Ведьма из Блэр
          13:45

          Почему же «заведомо ложных»? человек обязался использовать спутниковую систему, и использует ее — иногда, когда сочтет нужным. А когда сочтет не нужным — не использует.

          А для того, чтобы заставить суд признать страховую выплату, произведенную по решению другого суда, «убытками, подлежащими возмещению страхователем» — это я не знаю, что надо сделать с судьей.

        • Владислав П.
          13:50

          Ведьма, в я кажется догадываюсь, что с судьёй сделать надо :twisted: :twisted: :twisted:
          Только это уголовно наказуемо :mrgreen: :mrgreen: :mrgreen:

      • Scarh Neamhai (А.А. Суворов)
        14:35

        Ведьма,

        а тут уже вопрос формулировок заявления. Кстати, вроде только недавно была положительная практика по случаю апелляции к заявлению на страхование.

  • mishkamish1
    16:22

    Сколько я страховал т/с, я всегда указывал в заявлении о факте наличия в автомобиле сигнализации, как таковой, но нигде в заявлении не видел указаний о том, что я обязан каждый раз включать установленную сигнализацию, и в правилах я такого тоже не помню.
    Если требование страховщика изначально выражено в необходимости наличия исправной сигнализации, а не в необходимости включения сигнализации при оставлении машины, тогда я не вижу какие к суду могут быть претензии.
    Сигнализация установлена? — установлена, исправна? — исправна, т.е. требования страховщика по наличию сигнализации соблюдены.
    Если страховщик прямо не предусмотрел обязанность страхователя каждый раз ставить авто на охрану при покидании автомобиля, какое основание у него тогда отказать в выплатах?

    • FinWomen
      11:14

      В правилах есть такие обязательства для страхователя:
      — При покидании (выходе из) застрахованного транспортного средства даже на незначительное
      время:
      — Не оставлять (забирать с собой) регистрационные документы (паспорт транспортного
      средства, свидетельство о регистрации транспортного средства), ключи от транспортного средства,
      механических противоугонных средств, брелоков, карточек от электронных противоугонных средств (в том числе дополнительные (запасные) комплекты) в застрахованном транспортном средстве или доступном третьим лицам месте.
      — Запирать двери и закрывать окна застрахованного транспортного средства, активировать
      (включать) все установленные на нем механические и электронные противоугонные средства (в том числе и штатные).
      — Соблюдать условия договора (полиса) страхования в части места и способа хранения
      (постановки на стоянку) застрахованного транспортного средства в ночное время, оборудования
      застрахованного транспортного средства противоугонными средствами

      • FinWomen
        11:18

        Другой момент — было ли это тражено в правилах МСК. И, безусловно, позиция суда — как буду это трактовать

        • mishkamish1
          12:49

          Специально посмотрел Правила МСК по страхованию Каско.
          Вот часть обязанностей страхователя, касающаяся обсуждаемого нами вопроса:
          "…
          12.4.4. соблюдать условия эксплуатации, хранения, владения застрахованным ТС и/или
          Дополнительным оборудованием в соответствии с данными, указанными в Заявлении о страховании и в рекомендациях завода – изготовителя;

          12.4.13. поддерживать в работоспособном состоянии установленные на ТС ПУС, МПУ, спутниковые или радиопоисковые системы, иммобилайзеры, электронные и электронно-механические противоугонные системы, которыми оснащено застрахованное ТС, оплачивать услуги операторов поисковых систем (в случае если наличие данных систем предусмотрено условиями договора страхования)."

          Кроме того, не относится к страховому случаю, события:
          5.3.8. в случае, если Страхователь (Выгодоприобретатель, лицо, допущенное к управлению ТС):

          — нарушил условия хранения застрахованного ТС, условия пользования ПУС, спутниковой или радиопоисковой системой, указанных в Заявлении о страховании;"

          Вышеуказанная редакция была до 2013 года, но и в редакции с 2013 года формулировки обязанностей аналогичны, и обязательств по обязательной постановке ТС на охрану при каждом покидании автомобиля нет, а в части исключений из страховых случаев аналогичного пункта я вообще не нашел, но наш случай, как я понимаю, касается событий ранее 2013 г.

          Таким образом, если установленная система сигнализации, имеющаяся на ТС в соответствии с условиями, указанными в заявлении на страхование, находилась в работоспособном состоянии, но просто не была включена, то, формально, это не будет нарушением обязанностей страхователя, и не может считаться исключением из страховых случаев, если в заявлении на страхование или хотя бы в полисе вопрос об обязательной постановке ТС на охрану при покидании авто не был специально оговорен, в чем я сильно сомневаюсь.

          И говорить в данной ситуации о том, что не включение сигнализации является нарушением правил хранения, если это прямо не указано в Правилах страхования, как мне кажется, это заниматься чрезмерно расширительным толкованием, что суд, собственно, и не стал делать.

    • FinWomen
      13:05

      mishkamish1 — я не писала, что указанная мною выдержка — относиться в правилам МСК. Это правила другой СК. Однако, это предусмотрено в новых редакциях правил 2013 года у нескольких страховщиков.

  • Topol
    22:00

    Прекрасно понимая, что система беззаконна, идти на встречу с ними? Только для того, чтобы задать неудобный вопрос, который останется в протоколе. И станет свидетельством, когда носителей беззакония будут судить. Уже не получится сказать «мы не знали». Или – идти на встречу с беззаконной системой, с чертом и с дьяволом, чтобы просить. Просить за тех, кто страдает. Каждая из перечисленных позиций имеет плюсы и минусы. Но первая — пусть пострадают невинные, зато порочность системы будет очевидна. А вторая — переговоры с кем угодно, лишь бы не страдали люди. Какая из них вернее, судить каждому в меру собственной гуманности. Проблема существенна, ибо каждая позиция имеет под собой нравственную базу. По мне, не надо осуждать тех, кто считает, что нельзя идти ни на какие переговоры. Но нельзя и бросать камни в тех, кто готов жертвовать своей репутацией, да просто брезгливостью, наконец, во имя чьей-то жизни и свободы.

  • Спицын Денис
    13:35

    В конкретном случае, кроме всего, мы ссылались на то, что заявление на страхование попросту не оформлялось.

    Отказное условие же сформулировано так: "… нарушил условия хранения застрахованного ТС, условия пользования ПУС, спутниковой или радиопоисковой системой, указанных в заявлении о страховании"

  • medvezavr
    02:16

    Установить и включать дополнительную охранную систему — разные вещи. Во-первых, умысел клиента надо доказать, бремя сего лежит на СК; во-вторых, система могла не включиться по различным причинам, не имеющим отношения к страхователю, начиная от севшей батарейки в пульте или сбое в самой охранной системе, заканчивая умышленным глушением ее радиоканала техническими средствами. Как работает спутниковая охранно-поисковая система? Она принимает крайне слабый сигнал GPS со спутника и передает местоположение/отчет в виде интернет или SMS пакета с данными. Ну, можно, если есть, микрофон задействовать ещё — голосовой связью. Так вот, страховщикам полезно сходить на радиорынки (Митинский само собой) или, хотя бы, в ТЦ Новые Черемушки в Москве) Там оборудования для глушения не только крайне слабого и плохо защищенного ГРАЖДАНСКОГО (а военный Пентагон не даст использовать) сигнала GPS, но и гораздо более мощного сигнала сотовой связи как грязи осенью в овсяном поле… Вы должны понимать, что снижение РИСКА угона ТС за счет установки средств спутникового мониторинга и т.п. не является его полным отсутствием. Суд прав. А владелец ТС мог и не знать, что не включил допсистемы. Более того, их можно обесточить и обойти. Если угоняет не школота, то к угону готовятся. В свое время один не очень популярный к угонам а/м угоняли так: выковыривали длинной мощной отверткой правый поворотник, выламывая его крепления, затем так же просто этой отверткой пробивали АКБ, давали стечь электролиту, а потом через то же отверстие поворотника вскрывали капот, накидывали «паука» (моторный жгут с прямым подключением к АКБ вместо штатной проводки) и угоняли за 5 минут. Ну, батарею свою пихали. Вот. Так что хотите эффективных мер от угона — НЕ ПРИМЕНЯЙТЕ штатные средства. У меня пытались дважды угнать мой второй а/м — не удавалось. Первый раз не смогли найти как его завести :D Бензонасос не работал… А я просто электрокран врезал в подводящую топливную магистраль с секретным выключателем в том месте, где пришлось бы бак скидывать, а во втором случае сработало простейшее реле времени, не отключенное по секретке. Через две минуты подкапотное и салон заполнились едким белым дымом… Дышать нечем, авто заглохло… Генератор огнетушащего аэрозоля Допинг-2. Вот так вот. Дешево, эффективно и доп. защита от пожара. Кто видел как горит а/м — понимает, что огнетушитель менее 5 кг порошка — вообще пустышка для прохождения ГТО.

    Хотите резко снизить вероятность угона наиболее угоняемых автомобилей — предлагайте специализированные установочные центры, которые предложат не самые стандартные решения. Но это дорого для клиента. А большинство установщиков сигнализации не проявляют смекалки, да и практически все современные а/м работают по CAN-шине. И все знают как ее обойти, но делают вид, что не знают) Или покупать Вольво… :D

    • Билли Бонс
      10:27

      или воспользоваться советом питерского прокурора:

      " Угнали? Значит забудь, что у тебя была машина"

      http://spbvoditel....

    • Странник
      12:04

      Уважаемый medvezavr!

      Мне кажется, что Вы немного путаете понятия

      Доказательства умысла клиента — Вы имеете, наверное, ввиду признаки мошенничества? Это СК не имеет права делать, для этого есть суд.

      Доказательство того что клиент нарушил требвания договра страхования о включении дополнительной противоугонной системы (ПУС) — это вообще очень трудный вопрос. Каким образом, после угона можно доказать что ПУС не была включена? Если только по зявлению самого клиента, но не можем же мы системно обсуждать забывчивость или неадекватность клиента. СК не виновата что клиент неадекватен.Простая аналогия — вы устанавливаете на дверь дорогой замок. Уходите из квартиры, не закрыв его на ключ. Вас ограбили. Кто виноват? Ответ очевиден.

      Другое дело, что факт нарушения не по завлению клиента — тут очень много подводных камней. Что читать «постановкой» на охрану — нажатие кнопки на брелоке, нажатие замаскированного рычажка в известном только допущенным к управлению лицами месте? Отстутвие свзяи GPS/GPRS?
      Каждый случай уникален в принципе.

      Проблема всего рынка ПУС — в их абсолютной дезорганизованности. Там творится полный хаос. Если у СК есть какие-то регуляторы, какие-то сообщетсва, вобщем, кто-то за кем-то следит, есть какие-то имперические нормы, какое-то понимание на уровне руководителей, то на рынке ПУС — полная анархия. Нет стандартов, нет критериев, вообще ничего — только самоделки. И каждый сервис предлагает собственные самоделки, может быть на основе каких-то более-менее конвеерных полуфабрикатов более-менее известных производителей.
      Так что Ваш совет больше адресовани именнно ответсвенным автовладельцам, которые не хотят судиться с СК, а хотят спать спокойно.

      По-сути, скидка за ПУС — чисто маркетинговая. С целью простого поощерения клиента за то что он «заботиться» о своем имуществе. Если машину захотят угнать серьезные люди, ее все-равно угонят, с ПУС, без ПУС.

      А вообще, мне кажется, что ситуация с судами в последнее время — чисто политицеский вектор нашего любимого правительства.

      Ибо, ЧИСТКА РЫНКА, бандерлоги…

      • medvezavr
        13:04

        Послушать Вас, так страховщики белые и пушистые. А все вокруг виноваты. У физлица гораздо меньше возможностей защитить свои права, чем у компаний — у них штат юристов, служба безопасности и т.п. С точки зрения закона все абсолютно разумно и справедливо, а сбор доказательств вины страхователя — не дело суда. Суд выносит решение по материалам, предоставленным сторонами. А требование установить стандартную сигнализацию глупо само по себе: профессиональный угонщик уже знает, что стоит на а/м и как с этим бороться! Информация о сигнализации сообщается страховым брокерам, в том числе на сервисе, предоставленном на данном сайте. Кто даст гарантию, что в СК или среди брокеров нет информаторов? (Вопрос к безопасникам страховых). У меня друг работает в одной госструктуре, так вот их спецы за 5 минут без суеты любое авто, оборудованное любыми стандартными средствами, вскроют, заведут и уедут…
        А годовой абонентский договор за спутниковую сигнализацию стоит практически как разница в КАСКО, плюс сама сигналка, плюс установка.

        • Странник
          13:22

          Ах, оставьте, где же это я говорил что СК «белые и пушистые»?

          Страховой рынок определяют теже самые люди, как и все остальные в РФ. Со всеми минусами и плюсами.
          У ФЛ сейчас намного больше шансов защитить свои права — Вы почему-то забываете про юристов не из СК. И опять, же полярность судей. Кстати, дело еще может быть и в их компетентности, они повторюсь, такие же люди как и все.

          Я писал о другом — анархия в правовом поле страхования, и тем более рынка ПУС, а так же политический вектор защиты прав потребителей создает юридические прецеденты, коотрые просто шокирует профессиональных участников рынка. У нас не бывает все умеренно — если менять то революция. Так чтобы гремело на всю.

          «Так нет, найдут, же, блин, куда ввести войска» :)

          Завтра возможны такие гипотетические ситуации, котрые описаны в комментариях к новости «Суды стали еще жестче относиться к страховщикам». Полный бред.

          А по поводу «вскрытия» ПУС — так я с Вами согласен. У меня был опыт, когда мы за ПУС давали совсем небольшую скидку. И ничего не требовали. ТАК КЛИЕНТАМ ЭТО В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ И НЕ ПОНРАВИЛОСЬ — ПРИВЫКЛИ!!! :) )) — продавцы стояли на ушах целый год…

  • Странник
    12:06

    полицейско — политический :)

Оставить комментарий

Подпишитесь на новостную рассылку ASN Daily

Самые интересные материалы сайта на ваш электронный адрес
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля