Страховщики в ожидании кураторов: спектр мнений

В ближайшее время оперативный надзор за первой сотней страховщиков по сборам должны будут обеспечивать закрепленные за ними кураторы из Центробанка. АСН решило выяснить, чего страховые компании ждут от этого новшества и опасаются ли его.

08:13
5
Предстоящее общение с куратором не слишком пугает страховщиков. Они видят в этом возможность качественной двусторонней связи с регулятором.

На банковском рынке институт кураторства работает уже несколько лет. Сейчас он регламентирован законом о банковской деятельности. Куратор банка не только осуществляет оперативный надзор за кредитной организацией, но и вправе участвовать в принятии банком управленческих решений. В частности, куратор может без права голоса участвовать в заседаниях органов управления банка, получать от банка информацию и документы, касающиеся выдачи кредитов, предоставления гарантий и управления пассивами и активами. Кроме того, банк обязан согласовывать с куратором ряд сделок и операций до их совершения.

На страховом рынке кураторы пока не будут иметь таких полномочий, а одной из основных их задач будет обеспечение оперативного надзора. АСН решило выяснить, как участники страхового рынка относятся к новшеству, а также их мнение о том, кто достоин быть куратором.

Институт кураторства полезен, он повышает внимание к страховой отрасли и ее значимость, демонстрирует населению активное вовлечение государства в ее регулирование и должен повысить доверие к институту страхования, полагает первый заместитель председателя правления «СОГАЗа» Николай Галушин. Возможно, отдельные компании будут испытывать дискомфорт от такого пристального внимания со стороны ЦБ, но нам будет комфортно, говорит он. По мнению Николая Галушина, оперативный контроль за страховщиками позволит в случае необходимости принимать оперативные меры для спасения компаний, в том числе – защищать интересы их клиентов, например, блокируя сделки, направленные на вывод активов. При этом Николай Галушин отмечает, что вопрос допуска куратора к документам страховщика – тонкий, и при его решении нужно учитывать наличие у компании коммерческой тайны. «Эти вопросы могут никаким образом не затрагивать финансового положения компании, но ориентированы на способы продвижения компании, новые продукты и услуги. Утечки информации по таким темам не должно происходить», – говорит он. По мнению Николая Галушина, куратором может быть только абсолютно безупречный человек с точки зрения его компетенции, опыта работы, предыдущих проектов и т. д.

«Окажется ли институт кураторства на страховом рынке полезен – покажет время, – считает вице-президент «Ингосстраха» Илья Соломатин. – Если его удастся реализовать качественно, то, скорее всего, это станет позитивным новшеством для рынка». Илья Соломатин полагает, что  куратор должен иметь доступ к документам, свидетельствующим о состоянии активов страховщика, формировании им резервов, перестраховочной защите, дебиторской задолженности и пр., и уметь делать правильные выводы из содержания этих документов. «То есть он должен понимать, как работает страховщик и как движутся его финансовые потоки. В идеале – это должен быть человек, имеющий опыт работы в страховании», – говорит Илья Соломатин.

Применительно к российским реалиям успешность работы института кураторства во многом зависит от конкретного функционала и уровня полномочий кураторов, полагает первый заместитель генерального директора «ВТБ Страхования» Михаил Моторин.

Однако в этой инициативе можно отметить ряд положительных моментов уже сейчас, говорит он. «Во-первых, наличие куратора позволит оптимизировать взаимодействие регулятора и страховщика, централизует процессы. Во-вторых, куратор даст большую вовлеченность в деятельность подотчетных страховых компаний, будет лучше понимать проблематику отдельной компании, нежели регулятор в целом применительно ко всем участникам страхового рынка сразу. И, наконец, достаточный уровень вовлеченности позволит ускорить реакцию надзора при возникновении трудностей у страховщика, что, в конечном счете, скажется на уровне доверия к отрасли в целом», – считает Михаил Моторин. Он не сомневается, что ЦБ сможет обеспечить необходимые штатную численность и профессиональный уровень кураторов. «Мы надеемся, что функционал кураторов будет направлен на развитие страхового рынка в целом, выстраивание эффективных долгосрочных отношений между регулятором и страховщиками и поиск компромиссов в вопросах, которые не могут и не должны решаться в одностороннем порядке», – говорит Михаил Моторин.

«Опасений в связи с этим новшеством у меня нет, а будет ли от него реальная польза – покажет время», – говорит генеральный директор «МСК Страж» Сергей Гущин. «Если институт кураторства поможет ЦБ лучше контролировать страховщиков и убрать с рынка ненадежные компании, то его введение – осмысленно. Однако опыт работы кураторов на банковском рынке продемонстрировал, что это не слишком эффективный механизм: банки неожиданно банкротятся несмотря на то, что у них есть кураторы», – говорит Сергей Гущин.

«К этому нововведению мы относимся совершенно спокойно, поскольку нам от надзора скрывать нечего», – говорит директор по развитию страхования СК «МАКС» Алексей Володяев. Он надеется, что появление кураторов не только повысит прозрачность рынка за счет усиления контроля за деятельностью страховщиков, но и позволит установить качественную двухстороннюю связь между страховыми компаниями и регулятором. «У кураторов будет возможность не только пристально следить за нашей  работой, но и глубже погружаться в проблемы рынка и более оперативно доносить до надзора чаяния страховщиков. А это может позволить надзору повысить качество регулирующего и развивающего воздействий на рынок страхования», – объясняет Алексей Володяев. По его мнению, куратор должен иметь доступ ко всем документам страховщика, не составляющим коммерческой тайны. При этом нужно каким-то образом закрепить обязанность как куратора, так и ЦБ, не разглашать полученную информацию, и ввести ответственность за нарушение этой обязанности. «Считаем при этом, что эффективным куратором  будет человек с опытом работы на страховом рынке как минимум в среднем менеджменте, хорошо понимающий бизнес страховщиков и обладающий стратегическим видением  процессов, идущих в страховании», – говорит Алексей Володяев.

«Мы позитивно оцениваем инициативу. В ситуации, когда рынок настолько нестабилен – создание института куратора оправдано», – говорит генеральный директор СГ «УралСиб» Сирма Готовац. Одним из плюсов этого новшества она считает возможность консолидировать мнение о том, какие превентивные меры помогут избежать громких уходов страховщиков. «Чтобы институт кураторства действительно стал точкой опоры, необходимо тщательно проработать подход к анализу деятельности страховщиков. В числе ключевых факторов надежности – сбалансированная тарифная политика на основе выкладок андеррайтеров и актуариев, меры по контролю уровня убыточности, качество активов, доля дебиторской задолженности в активах и другие», – говорит Сирма Готовац.

Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
5 комментариев
5 комментариев
Оставить комментарий

Подпишитесь на новостную рассылку ASN Daily

Самые интересные материалы сайта на ваш электронный адрес
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля