В качестве иных факторов, препятствующих развитию функции комплаенс в страховых организациях, указываются:
- высокие затраты на внедрение комплаенс-функции (40% респондентов);
- недостаточное количество специалистов по вопросам комплаенса в страховых организациях (25%);
- недостаточное предложение программ по автоматизации комплаенс-функции (20%);
- отсутствие экономической целесообразности внедрения комплаенс-функции (15%).
- информирование органов страховой организации о соблюдении в страховой компании требований законодательства, нормативных и иных актов;
- проверку соответствия внутренних документов страховой компании требованиям законодательства;
- оценку влияния будущих изменений законодательства на бизнес-процессы страховой организации;
- выявление и оценку риска нормативно-правового несоответствия (регуляторного риска).
В федеральном законе «Об организации страхового дела» отражены требования к системе внутреннего контроля (ст.28.1) и внутреннего аудита (ст. 28.2) в страховой организации, при этом нормы по организации комплаенс-функции отсутствуют.
Предполагается, что требования к корпоративному управлению страховых организаций, в том числе и комплаенс функции будут сформированы регулятором страхового рынка в рамках внедрения принципов Solvency 2.
Более подробную информацию о подходах к организации комплаенс-функции в страховых организациях, а также типовые внутренние документы, индивидуальные методики и алгоритмы, которые позволят оптимизировать финансовые и трудовые затраты на реализацию комплаенс-функции можно получить в методическом пособии «Комплаенс-функция и управление регуляторным риском».
Исследование «Комплаенс функция и управление регуляторными рисками в страховой организации» проводилось в марте 2020 г. Департаментом страхования и экономики социальной сферы Финансового Университета при Правительстве Российской Федерации. В исследовании приняло участие 20 страховых компаний. На вопрос «Укажите основные факторы, которые препятствуют реализации комплаенс-функции в страховой организации?» допускался выбор одного или нескольких ответов.
Комплаенс — это комплекс инициатив, направленный на предупреждение противоречащих закону действий сотрудников компании и внедрение корпоративной бизнес-этики, основанной на соблюдении буквы закона. Иначе говоря, кодекс этики.
В РФ это невозможно реализовать. Причин несколько, как отсутствие культуры и знания этики поведения, а также психологические и государственные аспекты.Так как сильна криминальная культура и обычаи делового оборота криминального мира. Например, «мочить в сортире» или «Мурка».