Арбитражный суд Москвы отказал ФГУП «Атомфлот» (входит в госкорпорацию «Росатом») в требовании обязать Балтийский завод застраховать третий и четвертый атомные ледоколы серии 22220 «Якутия» и «Чукотка» на 48, млрд р. каждый. Решение опубликовано 24 апреля. Основная причина — санкции США и Евросоюза, введенные в отношении «Объединенной судостроительной корпорации» (владелец Балтийского завода, строителя всех ледоколов серии 22220) в 2014 г., пишет «Фонтанка».
Договор между «Атомфлотом» и Балтийским заводом на строительство «Якутии» и «Чукотки» предусматривает страхование всего, что доставляется на верфь в период строительства. Это 48,2 млрд р., на которые Балтийский завод должен застраховать каждый ледокол не позднее даты его закладки. «Якутия» заложена 26 мая 2020 г., «Чукотка» 16 декабря. 15 января «Атомфлот» обратился в арбитраж: заставьте петербургских судостроителей выполнить свои обязательства. Судья Андрей Алексеев отказался, пишет издание.
Во-первых, считает судья, закладка судна — ритуал без материальной составляющей. Он позволяет зарегистрировать право собственности в реестре строящихся судов, не более.
«Закладка судна… носит исключительно формальный характер для целей индивидуализации будущей вещи… Фактической индивидуализации объекта строительства на данном этапе не производится… Не допускается заключать договор страхования, если страховая сумма превышает действительную стоимость имущества…», — написано по этому поводу в судебном решении.
Также Арбитражный суд Москвы порекомендовал «Атомфлоту» уважать Гражданский кодекс. Там отдельная статья посвящена свободе юрлиц заключать или, наоборот, не заключать договоры друг с другом. И чётко написано: «Понуждение к заключению договора не допускается». Применительно к будущим покорителям Северного морского пути это означает: «Атомфлот» и Балтийский завод между собой могут договориться о чем угодно, но ни один из них не вправе заставить другого подписать договор с третьей стороной, которая участником договора о строительстве ледоколов не является. Даже если эта сторона — страховая компания и даже если Балтийский завод обязался застраховать «Якутию» и «Чукотку».
«Таким образом, требование о заключении договора страхования в отношении судна в постройке с третьим лицом, не являющимся стороной по договору, является неправомерным…», — сделал вывод судья Андрей Алексеев.
Впрочем, обе причины — прелюдия к главной. Нет в России страховой компании, способной взять на себя обязательства почти на 100 млрд р. при возникновении страхового случая, делает вывод «Фонтанка».
«Якутия» и «Чукотка» строятся одновременно в рамках одного договора с «Атомфлотом». Представьте себе, что что-то пойдет не так, случится авария на одном ледоколе, из-за которой он, например, навалится на другой. Теоретически в таком случае у обоих могут возникнуть серьёзные повреждения, и страховщику придётся выплатить почти 100 млрд р.…», — объяснили «Фонтанке» на Балтийском заводе.
Но в России нет страховой компании или группы страховых компаний, которые потянули бы такие риски. Раньше проблемы решались с помощью перестраховочной защиты — к страхованию крупных контрактов привлекались иностранные страховые компании. Но они отказались от участия в проектах «Объединенной судостроительной корпорации» после того, как та попала под международные санкции.
«Банк России… подтвердил, что суда не могут быть застрахованы без перестраховочной защиты ни одним из российских страховщиков, в связи с тем, что реализация страхового случая может «обнулить» их капитал… Поскольку страховой рынок после введения санкций США в отношении ряда российских компаний до сих пор остается неурегулированным… заключение договора страхования… является затруднительным, что делает судебный акт по настоящему делу о понуждении ответчика к заключению договора страхования неисполнимым…», — написано в опубликованном 24 апреля судебном решении.
Новый поворот
Как сообщили «Фонтанке» на Балтийском заводе, строительство обоих ледоколов предполагается застраховать на 50 млрд р. — примерно на половину заложенной в договоре суммы. «Якутия» и «Чукотка» будут застрахованы по принципу «два по цене одного». Это стало возможно благодаря появлению летом 2016 г. АО «Российская национальная перестраховочная компания» (РНПК), которую Центробанк создал как раз для таких случаев.
«На настоящий момент максимально возможное собственное удержание АО «РНПК» по перестрахованию санкционных судостроительных рисков является недостаточным для того, чтобы покрыть объём страхового возмещения, при наступлении страхового случая, в результате которого пострадают два судна. Таким образом, исполнение исковых требований ФГУП «Атомфлот» является фактически невозможным…», — заявили на Балтийском заводе.
По теме:
ВСК выплатила 385 млн р. после пожара на ледоколе «Виктор Черномырдин»
Суд отказался заставить Балтийский завод застраховать два атомных ледокола на 100 млрд р.
В России нет страховой компании, способной взять на себя обязательства почти на 100 млрд р. при возникновении страхового случая. Но при помощи РНПК ледоколы, возможно, застрахуют на 50 млрд р.
Вот и все российское страхование…
Крымнаш…
Суд в своём репертуаре. Знаток судостроения попался...) Заладка — ритуал? Там металл на складе, секции готовые на стапеле, оборудование завозят для последующего монтажа на судно. Стоимость судна в постройке нарастает постепенно, и не с момента «закладки», а раньше. Балтийцы страховать не хотят? Понятное дело. Это ведь не они на Черномырдине пошалили, а адмиралтейцы… А у балтийцев риски = 0.
Подпишитесь на новостную рассылку ASN Daily