- с физлицами,
- юрлицами и ИП.
В январе-июне 2020 г. по договорам с физлицами было выплачено 64,9% от сборов за тот же период. Доля выплат по договорам с бизнесом тоже сократилась — до 74,3%.
Узнайте планы регуляторов и крупнейших игроков страхового рынка на 7-м ежегодном «Форуме лидеров страхового рынка», на который придут 200+ собственников и руководителей страховых компаний, собирающих 90% всей премии в стране. Принять участие
Напомним, что по указанию ЦБ о тарифах ОСАГО на обеспечение возмещения по ОСАГО отводится 77% от премии. Чтобы деятельность страховой компании по ОСАГО была безубыточной, коэффициент убыточности в рамках действующих тарифов не должен превышать 77%. Остальная часть премии полагается на расходы на осуществление страхования и различные резервы.
Убыточность выше 100% говорит о несомненных убытках в ОСАГО.
В «Астро-Волге» подтвердили АСН важность этой грани для страховщиков: «всё, что выше 77% — это риск утраты капитала (в ситуации с показателями конкретного страховщика — АСН)».
Таким образом, прошлогодний локдаун «выправил» соотношение общих сборов и выплат страховщиков по ОСАГО.
Как выяснило АСН, в первой половине 2021 г. сегменты показали разнонаправленную динамику. По договорам с физлицами по ОСАГО страховщики собрали 95,5 млрд р., выплатив 63,3 млрд р. (66,2% от сборов). Доля выплат по физлицам немного увеличилась, но не перешла грань в 77%.
Но в показателях обязательной «автогражданки» юрлиц и ИП за тот же период совсем другая ситуация. При сборах в 14,0 млрд р. в целом по рынку выплачено 11,3 млрд р. (80,8% от сборов) — страхование ОСАГО в этом сегменте снова ушло за грань безубыточности.
Количество смертельных аварий с участием такси увеличилось на 20%
В Российском союзе автостраховщиков (РСА) сообщили АСН, что наиболее убыточным видом ТС в ОСАГО являются такси. Так, частота ДТП для такси по итогам 8 месяцев 2021 г. составила 32%, тогда как в среднем по рынку она составляет около 4,5%.
По данным ГИБДД, количество смертей в результате аварий с участием машин такси в России в 2020 г. увеличилось на 20% по сравнению с 2019 г. — притом, что количество аварий осталось на прежнем уровне, указали в союзе.
По мнению РСА, проблема высокоубыточных сегментов должна решаться комплексно. В первую очередь необходимо добиться усовершенствования системы подготовки и допуска водителей такси со стороны таксопарков. Очевидно, что разумным способом решения проблемы является повышение тарифа для убыточных сегментов — это же будет и экономическим стимулом для таксопарков для снижения убыточности.
Однако, если поднять тарифы для такси на действительно необходимый уровень, это может оказаться неподъёмным для аварийных таксопарков и с большой вероятностью приведёт к тому, что они перестанут покупать полисы ОСАГО вовсе, обратили внимание в союзе: «В этом случае их пассажиры и другие участники дорожного движения пострадают ещё сильнее, потому что получить компенсацию от таксопарка непросто и далеко не всегда реалистично». Если же оставить тарифы на уровне, не компенсирующем убыточность страховщику, страховые компании будут экономически не заинтересованы в таком страховании.
Чтобы обеспечить переходный период — когда таксопарки смогут усовершенствовать свои системы допуска и проверки водителей, а страховые компании смогут позволить себе страховать риски такси и других высокоубыточных сегментов рынка — страховщики ОСАГО обсуждают возможность создания дополнительных механизмов, позволяющих распределить повышенную убыточность аварийных сегментов рынка на всех страховщиков обязательной «автогражданки» за счёт создания перестраховочного пула, сообщили АСН в РСА.
На 100 таксистов приходится около 44-60 ДТП в год
Директор по управлению портфелем ОСАГО «Росгосстраха» Юрий Стрекалов прокомментировал АСН, что к сегментам с самым высоким объёмом выплат относятся как раз клиенты, использующие автомобили в коммерческих целях: это такси, каршеринг и маршрутные перевозки — по ним убыточность обычно превышает 100%.
Аварийность в сегменте такси очень высокая, подтвердил представитель «Росгосстраха». «По нашей оценке, в среднем на 100 таксистов приходится около 60 ДТП в год, в то время как на 100 клиентов с личными автомобилями — только 6 ДТП в год. Получается, сегмент в 10 раз более аварийный», — отметил Юрий Стрекалов.
Руководитель дирекции розничного бизнеса «Ингосстраха» Виталий Княгиничев отметил, что страхование юрлиц по ОСАГО является убыточным видом — с учётом расходов на ведение дел.
Особенно выделяются такси и общественный транспорт в целом. «Тарифы по данным видам максимальные», — рассказал представитель «Ингосстраха».
Аварийность такси составляет 44% (44 ДТП на 100 застрахованных машин). Платят таксисты по 30-40 тыс. р. за полис ОСАГО, уточнил Виталий Княгиничев.
Руководитель центра управления страховым портфелем по ОСАГО компании ВСК Татьяна Кудрявцева указала, что ВСК был зафиксирован рост выплат в I квартале текущего года по юр- и физлицам, но начиная с апреля и по сегодняшний день ситуация стабилизировалась и вернулась к значениям аналогичного периода 2020 г. Таким образом, говорить о достаточности или недостаточности тарифа в связи с кратковременным повышением убытков преждевременно, считают в ВСК.
Первый заместитель гендиректора «АСКО-Страхования» Алексей Любавин рассказал АСН, что наличие трудностей с получением полиса у ряда сегментов клиентов (такси, общественный транспорт и т.п.) ярко свидетельствует об их недотарификации. Очевидно, что необходимо увеличивать верхнюю границу тарифного коридора, но не в целом, а именно для отдельных категорий клиентов. Полная отмена «верхней планки» невозможна по политическим причинам, считает Алексей Любавин.
Директор департамента андеррайтинга и управления продуктами «Согласия» Павел Нефедов отметил, что «ещё много клиентских групп, по которым не хватает текущего тарифного коридора для получения уровня убыточности на уровне 77%».
Таксисты требуют решить проблему с отказами в страховании
Председатель общественного Совета по развитию такси Ирина Зарипова заявила АСН, что проблемы с заключением договора страхования на такси существуют уже на протяжении пяти лет. «С начала этого года особенно остро вопрос поднимался в регионах, когда таксопарки не могли получить полисы на десятки автомобилей», — обратила внимание Ирина Зарипова.
Страховые компании считают данный сегмент рынка для себя убыточным. Несмотря на то, что стоимость ОСАГО для такси в среднем составляет 40-43 тыс. р., при личном визите в офис таксопарки получают отказ по различным формальным причинам, а при попытке оформить электронный полис сайты страховых компаний «зависают» на моменте выставления галочки «такси». Мы еженедельно получаем жалобы из различных регионов, сообщили в Совете по развитию такси.
Повышение тарифа бесспорно не решит проблему. Стоимость полиса станет неподъёмной для большинства региональных таксомоторных компаний, и они массово уйдут работать в серую зону. «По нашему мнению, нужно сконцентрироваться на решении проблемы с отказами в страховании такси. Когда рынок автомобилей такси будет застрахован соответствующим образом, вопрос убыточности решится», — заявила Ирина Зарипова.
По данным научного центра безопасности дорожного движения за I полугодие 2020 г. количество ДТП по вине водителей такси не увеличилось, по сравнению с прошлым годом. Поэтому считаем, что страховым компаниям необходимо обстоятельно изучить все причины роста убыточности сектора, отметили в Совете.
Президент национальной ассоциации грузового автотранспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин рассказал АСН, что проблемы с доступностью ОСАГО в их отрасли есть уже несколько лет. В первую очередь трудности возникают у компаний, не имеющих денег на страхование каско. Тогда страховщики навязывают различные «допники». Если компания покупает каско, то проблем с приобретением ОСАГО у неё не будет.
За год средняя стоимость ОСАГО для грузоперевозчиков выросла, ориентировочно, на 10-15%, — оценил Владимир Матягин. Перевозчики против повышения тарифов на ОСАГО — из-за отсутствия денег. Президент ассоциации отметил, что отношение страховщиков связано и со старым автопарком, которому в среднем в грузоперевозках 20-21 год. Для системного решения проблемы необходима госпрограмма по поддержке перевозчиков при покупке новых авто, отметил Владимир Матягин.
По теме:
Банк России: рост выплат во II квартале 2021 г привёл к увеличению убыточности автострахования
Рэнкинг страховщиков ОСАГО за I полугодие 2021 г. У РЕСО резко выросли выплаты, СК «Гайде» ушла в минус
Рэнкинг первой сотни страховщиков по сборам за I полугодие 2021 г.
В России с начала года около 70 человек погибли в ДТП по вине таксистов
В 2020 г. уровень страховых выплат при урегулировании убытков в ДТП с участием такси превысил 162%
Кто эти юр. лица? В каких городах? Откуда статистика??? Опять видать что то наплакать какую-то поправочку хотят? Или РСА деньжат в ЦБ зарежает ещё на какого нить «МЕГО-ПУПЕР-ПОДМУДСМЕН», вторая ступень, досудебного этапа, обратиться можно только тем, у кого есть Шин ген, 4я группа крови, и гражданство Папуа Новой Гвинеи))))
Как уже всё предсказуемо, новую гадость улыбаясь готовят…
Ну так если все в рамках по физикам, что так плачутся эти ск и рса? 77% не больше, ок и строго не меньше тогда еще надо сделать!
Деятельность Н. вообще лучше проверить правоохр. органам. А страховым компаниям надо научится заниматься инвестированием, а не сидеть и плакаться что в этом году они заработали меньше миллиардов чем в прошлом
А есть компании, где нормально с аналитикой и нет бардака с учетом?
Вопросы:
Какая средняя выплата сейчас по такси? В разрезе физ/юр лиц.
Какая частота в каршеринге и какая средняя выплата?
Какая общая частота Дтп по газелям(физики+юрики)?
Хороший вопрос ) я тоже считаю, что таких компаний нету.
Вон оказывается что… а я то думаю, что все компании отказались страховать предприятия. Делать нечего агенту, просто не беру трубку клиентов предприятия. И с сожалением расстаюсь, в душе, со всеми добровольными договорами, которые там делала.
ОСАГО это ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ закон, которые многие не могут соблюдать не по своей вине.
ДОКОЛЕ?
Подпишитесь на новостную рассылку ASN Daily
Войдите через свой аккаунт в соц. сетях или почтовых сервисах