Общий объем собранной премии по автокаско за 2021 г. достиг 207 млрд р., что на 18,7% превышает аналогичный показатель 2020 г. Выплаты выросли на 11,5% — до 109,3 млрд р. За 2021 г. страховщики заключили 5,4 млн договоров страхования автотранспорта (против 5,2 млн годом ранее).
При этом общие сборы «двадцатки» лидеров рынка автокаско достигли 202,8 млрд р. Выплаты этих компаний за отчетный период превысили 107 млрд р. За 2021 г. топ-20 страховщиков-лидеров по сборам в сегменте автокаско заключили свыше 4,7 млн договоров.
В первом и втором кварталах прошлого года еще наблюдался тренд на снижение средней страховой премии по новым договорам, которые заключались на условиях продуктов полного каско. При пролонгации договоров и продажах «коробочных» решений по каско снижения средней премии не было, рассказала АСН директор направления по управлению портфелем каско ПАО СК «Росгосстрах» Ольга Асташкина. Но уже, начиная с третьего квартала, средняя премия пошла в рост, поскольку увеличилась стоимость автомобилей во всех сегментах. В результате по итогам 2021 г. средняя премия по новым договорам каско в «Росгосстрахе» выросла на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — она составила 61 тыс. р., в то время как в аналогичном периоде 2020 г. составляла чуть более 50 тыс. р.
Заместитель генерального директора «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов полагает, что рост рынка (в объёмах премии) в 2021 г. прежде всего связан с ростом стоимости автомобилей — причем как новых, так и подержанных. Но позитивную динамику поддержала и переориентация клиентов на сегмент подержанных машин. Дилеры очень активно продают такие автомобили, в том числе в кредит, и соответственно, новые владельцы страхуют их по каско. Поэтому по итогам 2021 г. в компании наблюдали рост числа заключённых договоров как по классическому каско, так и по усечённым вариантам страховых программ.
Что касается прогнозов на 2022 г., делать их исключительно сложно из-за неопределенности курса валют и отсутствия поставок новых автомобилей и запчастей, отметил Игорь Иванов.
«Ситуация меняется стремительно, пока мы анализируем ситуацию. На основе уже имеющихся данных строить серьезные прогнозы пока сложно. Но при этом повышение стоимости полисов каско кажется сегодня неизбежным в сложившейся ситуации. В условиях ослабления курса рубля и общей неопределенности СТОА поднимают расценки на работу и на запасные части, резко выросла и стоимость самих автомобилей что тоже напрямую влияет на размер страховой премии», — подтвердила Ольга Асташкина.
Нестабильная экономическая ситуация означает повышенные инфляционные риски для страховщика. В то же время «Росгосстрах» сейчас ведет активные переговоры с партнерскими автосалонами и станциями техобслуживания для того, чтобы добиться сглаживания роста цен, предотвратить «шоковые» скачки расценок на ремонт и страхование и тем самым сохранить наших общих клиентов.
Понятно, что сокращение продаж новых автомобилей и покупок машин в кредит отразится в этом году на количестве заключенных договоров каско — их будет значительно меньше, полагают в «Росгосстрахе».
Начальник управления продукт-менеджмента и маркетинга СК «МАКС» Евгений Попков сказал, что сейчас крайне неблагодарное время строить долгосрочные прогнозы. Всем участникам страхового рынка видно, как жестко и необратимо меняется рынок каско. Он выделил три основных тренда. Первый из них — лавинообразный рост стоимости новых автомобилей, который тянет за собой и вторичный рынок. Удорожание машин приводит к тому, что даже действующие клиенты активно забрасывают страховщиков запросами на увеличение страховых сумм, и готовы за это доплачивать 10-30% от годовой стоимости полисов. Второй — резкое сужение рынка запасных частей. У СТОА, как правило, есть склады с ходовыми недорогими деталями и расходниками для проведения ТО. А сложные дорогие узлы и крупные кузовные детали чаще всего заказывались по факту необходимости везли из-за за границы. В совокупности такое положение дел привело к тому, что стоимость запчастей в момента подскочила на 50-100%. Отсюда следует третий и самый негативный тренд. Существенно подорожает ремонт автомобилей по причине дефицита и высокой цены запасных частей. А в некоторых случаях даже полная невозможность произвести квалифицированное восстановление машин после страхового случая.
«Это вполне может к коллапсу в добровольном автостраховании. Поводов для оптимизма нет. Поэтому страховщики, в чьих портфеля каско занимает значимую долю, начали превентивно повышать тарифы — от осторожных 5-10% до апокалиптических 40-50%, — сказал Попков.
Топ-20 страховщиков-лидеров по сборам в сегменте автокаско в 2021 г.
№п/п | Компания | Сборы,тыс.р. | Кол-во дог-в | Ср.премия,р. | Страх.сумма, тыс.р. | Выплаты, тыс.р. |
1 | Ингосстрах | 37 005 981 | 667 150 | 55 469 | 1 427 136 348 | 18 883 050 |
2 | РЕСО-Гарантия | 31 712 443 | 676 200 | 46 898 | 1 116 786 804 | 16 271 839 |
3 | АльфаСтрахование | 26 020 330 | 587 695 | 44 275 | 1 082 079 881 | 13 618 481 |
4 | ВСК | 23 149 108 | 546 570 | 42 353 | 935 373 253 | 13 180 028 |
5 | СОГАЗ | 15 590 686 | 164 975 | 94 503 | 794 796 531 | 7 350 883 |
6 | Группа Ренессанс Страхование | 15 175 057 | 309 967 | 48 957 | 567 278 177 | 9 376 897 |
7 | Согласие | 13 949 447 | 310 458 | 44 932 | 494 049 959 | 8 175 247 |
8 | Росгосстрах | 10 676 674 | 351 377 | 30 385 | 613 552 905 | 6 225 653 |
9 | Энергогарант | 4 698 115 | 63 046 | 74 519 | 216 611 292 | 2 484 146 |
10 | Тинькофф Страхование | 4 591 808 | 277 641 | 16 539 | 302 530 182 | 2 000 576 |
11 | Югория | 4 505 746 | 344 906 | 13 064 | 270 966 115 | 2 544 106 |
12 | Совкомбанк страхование | 3 473 302 | 72 003 | 48 238 | 138 324 719 | 1 204 195 |
13 | Зетта Страхование | 3 285 180 | 92 839 | 35 386 | 133 433 455 | 1 597 709 |
14 | МАКС | 3 254 164 | 81 298 | 40 028 | 204 434 753 | 1 593 815 |
15 | Абсолют Страхование | 1 659 257 | 22 315 | 74 356 | 95 391 132 | 754 743 |
16 | Гайде | 1 235 754 | 74 982 | 16 481 | 71 529 039 | 691 839 |
17 | Интери | 1 025 682 | 12 635 | 81 178 | 29 080 639 | 490 201 |
18 | Объединенная страховая компания | 828 182 | 20 912 | 39 603 | 30 779 940 | 567 460 |
19 | Сбербанк страхование | 552 243 | 20 195 | 27 346 | 73 423 765 | 32 696 |
20 | Пари | 465 793 | 5 778 | 80 615 | 18 510 956 | 333 633 |
В целом по рынку | 207 076 231 | 5 426 989 | 38 157 | 9 028 634 374 | 109 260 950 |