Законопроект, в частности, предлагает обязать службы заказа легкового такси предоставлять Федеральной службе безопасности доступ к базам данных обработки и передачи заказов. Также поправками регулируются вопросы формирования тарифов на такси, требования к внешнему виду машин и к водителям.
В документе, в частности, предусматривается возможность получения разрешения на работу в такси самозанятыми физическими лицами при условии заключения договора со службой заказа легкового такси. По действующему законодательству у самозанятых такой возможности нет.
При этом авторы инициативы предлагают ввести ряд ограничений при допуске к управлению легковым такси: водитель не может быть таксистом до истечения одного года со дня окончания срока лишения его права управления автомобилем. Также не может управлять легковым такси человек, имеющий за период, предшествующий дню перевозки, более трех неоплаченных административных штрафов за нарушение ПДД.
«Статьей 22 проекта федерального закона предусмотрено создание федеральной государственной информационной системы реестров легкового такси, в рамках которой органы исполнительной власти РФ будут иметь возможность формировать предусмотренные проектом федерального закона реестры», — сказано в пояснительной записке.
Предлагается установить три таких перечня: региональный реестр служб заказа такси, региональный реестр перевозчиков легковыми такси, а также региональный реестр легковых такси, куда будут включены сведения о транспортных средствах, которые перевозчик вправе использовать.
Кроме того, в документе прописывается обязанность службы заказа легкового такси предоставлять ФСБ автоматизированный удаленный доступ к информационным системам и базам данных, используемым для получения, хранения, обработки и передачи заказов легкового такси.
Также законопроектом предлагается отрегулировать вопросы солидарной ответственности службы заказа легкового такси за ущерб, причиненный в результате ДТП, и прописываются требования к внешнему виду такси. Так, легковое должно иметь на кузове «цветографическую схему легкового такси, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке», а также опознавательный фонарь оранжевого цвета на крыше.
Легковое такси также оснащается устройством контроля за вниманием и усталостью, сонливостью водителя, говорится в проекте закона.
В соответствии с законодательной инициативой, тарифы на перевозку легковым такси, учитывающие время суток, день недели, класс комфортности и другие особенности перевозки, разрабатываются перевозчиками. Также расчет платы за перевозку может производиться в соответствии с показаниями таксометра.
При этом нормативным правовым актом Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или граничащего с ними субъекта РФ может быть установлен минимальный размер тарифа на перевозку пассажиров и багажа, отмечается в документе.
Правозащитник в сфере такси Елена Грашенкова отмечает, что в законопроекте есть положительные моменты. В частности, в документе появились статьи о необходимости наличия у водителей двух страховых полисов: ОСГОП (обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика пассажиров, до 2 млн р.) и ОСАГО (до 500 тыс. р.) и соответствующей отметке в реестре легковых такси. Но необходимо позаботиться о том, чтобы эта норма стала обязательной и контролируемой: например, сейчас система мониторинга такси КИС АРТ (комплексная информационная система «Аналитика работы такси) не фиксирует наличие страховых полисов. Также положительным моментом является появление статьи о запрете передачи разрешения перевозчиком посторонним лицам, сообщает Cnews.ru.
В то же время Грашенкова отмечает и отрицательные моменты. Сейчас пассажиры такси защищены ст. 2005 Гражданского кодекса (ГК), в соответствии с которой агрегатор такси рассматривается судами как агент перевозчика. В нынешнем же законопроекте агрегатор освобождается от ответственности, если он уведомил пассажира о наименовании перевозчика или если у него не было технической возможности получения доступа к реестру перевозчиков.
Грашенкова считает, что потребитель не может влиять на указанные обстоятельства, при этом он лишается возможности защищать свои законные права. Кроме того, по мнению правозащитника, если одной спорной нормой законопроекта является возможность привлечения в качестве перевозчиком самозанятых. В этом случае не будет действовать статья 1068 ГК, позволяющая привлекать работодателя в ответственности за действия своих сотрудников и получать потерпевшим получать достойную компенсацию за полученный вред своему здоровью.
В текущих же формулировках ответственность самозанятого водителя будет ограничена полисами ОСАГО и ОСГОП (2,5 млн р.), чего может быть недостаточно для случаев инвалидности. А для пешеходов, ставших жертвами действий водителей такси, ответственность вообще будет ограничена только полисом ОСАГО (500 тыс. р.).
Госдума приняла в первом чтении законопроект о работе такси и агрегаторов
Депутаты Госдумы 5 июля приняли в первом чтении законопроект, регулирующий работу такси и их агрегаторов. В частности, в документе появились статьи о необходимости наличия у водителей двух страховых полисов: ОСГОП и ОСАГО.
06.07.2022
10:29
Добавить комментарий