Наиболее интересные новости — в официальном telegram-канале АСН. Подписывайтесь!
21 марта 2022 г. О. обратился в Якутский филиал «Югории» с заявлением о заключении договора ОСАГО на автомобиль Toyota Vits (согласно данным одного из популярных площадок по продаже авто, все автомобили данной модели оснащены правым рулём, нетипичным для России — АСН). Также страховщику передали полный комплект документов. Заявление в филиале приняли и зарегистрировали.
23 марта 2022 г. О. повторно обратился в филиал, где его уведомили об отказе в заключении договора отказали в связи с тем, что в филиале наблюдаются периодические сбои в работе интернета. Страхователю предложили подождать какое-то неопределенное время для оформления необходимых документов.
5 и 7 апреля 2022 г. О. направил претензию в адрес страховщика в связи с незаключением договора, после чего обратился с жалобой в Банк России и в Якутский городской суд.
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) рассмотрел заявление О. о признании незаконным отказа «Югории» в заключении договора ОСАГО.
Как следует из этого решения суда, технический сбой в интернете в тот день касался только О., при этом другие посетители филиала успешно оформляли договоры. Якутский городской суд признал отказ незаконным, взыскал моральный вред в пользу О. в размере 10 тыс. р., расходы на представителя — 20 тыс. р. и штраф по закону о защите прав потребителей в пользу О. в 5 тыс. р. В апелляции и кассации это решение не оспаривалось.
В свою очередь, ЦБ РФ из представленных страховщиком документов выяснил, что в день обращения О. сайт "Югории" работал без перебоев. Но проблемы в системе «Югория Про» наблюдались накануне — 21 и 22 марта.
ЦБ тоже усмотрел в действиях страховщика необоснованный отказ общества от заключения договора ОСАГО и вынес постановление о привлечении его к административной ответственности по статье 15.34.1 КоАП РФ. ЦБ также наложил на страховщика штраф в минимальном размере по этой статье —100 тыс. р.
«Югория» оспорила это постановление в суде. Суд исследовал все обстоятельства дела и установил, что с учётом положения пункта 3 статьи 426 ГК РФ, страховщик обязан заключить договор ОСАГО с любым обратившимся лицом и представившим необходимые документы непосредственно при его обращении — в день обращения.
Арбитражный суд отметил, что в день обращения О., 23 марта 2022 г., ему объяснили про сбой в работе интернета, но при этом страховщик не представил доказательств реальной невозможности заключить с ним договор и не выдал письменный отказ.
Как отметил суд, страховщики обязаны письменно информировать ЦБ о фактах наступления рисков сбоев в своих информационных системах (пункт 1.1 статьи 22 Закона об ОСАГО). Однако такой информации в Банк России и профессиональное объединение страховщиков от «Югории» не поступало.
Следовательно, на момент повторного обращения О., 23 марта 2022 г. с заявлением о заключении договора, ошибки в программном обеспечении на стороне страховщика зафиксированы не были.
На основании этого, арбитражный суд сделал вывод, что ЦБ правильно установил факт необоснованного отказа в заключении договора ОСАГО, что также подтверждалось решением Якутского городского суда.
В настоящее время «Югория» подала апелляцию на решение арбитражного суда.
Как следует из базы РСА, в мае 2022 г. заявитель заключил договор ОСАГО с «ВСК».
По теме:
В Новосибирске «Югория» отказалась продавать ОСАГО на советский раритет. Во всём виновата кириллица в номере VIN и отсутствие интернета в офисе
«АльфаСтрахование» оштрафовали на 460 тыс. р. за требование указывать в заявлении на ОСАГО категорию ТС
«Росгосстрах» не смог признать договор ОСАГО недействительным и заключённым под влиянием обмана: клиент застраховал автомобиль для личных нужд, а использовал как такси
В Москве и Татарстане стоимость ОСАГО для такси по новым тарифам составит 131 тыс. р. (вместо 104 тыс. р.)