На фоне роста сборов по ОСАГО за январь-сентябрь 2022 г. произошло падение в количестве выданных страховщиками полисов ОСАГО.
После пиковых продаж в 30,8 млн полисов ОСАГО за 9 мес. 2021 г. в аналогичном периоде этого года было заключено 29,5 млн договоров ОСАГО. Таким образом, продажи обязательной «автогражданки» снизились на 4,3% или 1,3 млн договоров — примерно вернувшись к показателям января-сентября позапрошлого года.
Снижение количества проданных полисов ОСАГО регулятор связывает с обвалом продаж новых автомобилей — из-за санкций и прочих факторов.
Источник АСН на страховом рынке проиллюстрировал механизм. Если человек в течение года меняет машину, то он фактически за год покупает два полиса ОСАГО. И все «некупленные» автомобили и дают основную массу «падения» — в количестве заключённых договоров.
Наиболее интересные новости — в официальном telegram-канале АСН. Подписывайтесь!
За 9 мес. 2022 г. в России продано на 750 тыс. новых автомобилей меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Но если даже вычесть несостоявшиеся продажи 750 тыс. новых авто, то остаётся ещё 550 тыс. случаев «непокупок» ОСАГО. И возникает вопрос: как на эти случаи повлияло существенное подорожание полисов ОСАГО, произошедшее в этом году?
Регулятор продолжает раскрывать детальную статистику только в разрезе регионов.
АСН проанализировало данные ЦБ о динамике заключённых договоров ОСАГО и средней премии. Выяснилось, что падение в регионах различается в разы.
Из 86 регионов падение количества проданных полисов произошло в 77 регионах. В сумме в этих регионах продано на 1,6 млн полисов меньше, чем за 9 мес. 2021 г.
В 9-ти регионах продажи, наоборот, выросли — суммарно на 300 тыс. полисов. В основном, благодаря москвичам.
Топ-10 регионов с наибольшим снижением договоров ОСАГО
На десять регионов, в которых продажи наиболее упали в количественном выражении, приходится «потеря» почти 640 тыс. полисов (это практически половина от всего падения продаж ОСАГО). Здесь и далее в тексте идёт сравнение показателей 9 мес. 2021 и 9 мес. 2022 г., если не указано иное.
В Башкортостане (№1 по падению) продано почти на 100 тыс. полисов ОСАГО меньше (или -11,4%), чем за 9 мес. 2021 г. (774 тыс. полисов против 874 тыс.). Средняя премия в регионе при этом выросла «лишь» на 15,3% (ниже среднерыночного показателя в 16,2%), достигнув 5886 р.
В Челябинской области за январь-сентябрь 2022 г. продано 706 тыс. полисов ОСАГО, что меньше на 96 тыс. договоров (-12%). Средняя премия выросла на 19% (7024 р.).
В Иркутской области произошло снижение продаж ОСАГО на 73 тыс. договоров по сравнению с 9 мес. 2021 г. (-15%), рост средней премии на 860 р. (+17%).
Количество заключённых полисов в республике Дагестан снизилось с 302 тыс. штук до 234 тыс. штук (-22,5% или 67,7 тыс. штук). В Дагестане средний полис подорожал с 3,9 тыс. р. до 5,9 тыс. р. (+49,9% или почти 2 тыс. р.). Это наибольший рост средней премии в рублёвом эквиваленте, отразившийся в статистике ЦБ за рассматриваемые периоды.
Замыкает топ-5 Московская область, где продажи упали на 68 тыс. полисов ОСАГО при росте среднего ценника на 1,1 тыс. р. (+15%). Всего за 9 мес. 2022 г. было продано 1,8 млн полисов.
Отметим, что продажи в Московской области упали всего на 3,6%. А это даже меньше, чем в среднем по России (4,3%). Но густонаселённость региона привела его в топ-5. Средний полис ОСАГО в Подмосковье подорожал на 15% и достиг 8285 р.
В Свердловской области продано на 57 тыс. полисов ОСАГО меньше (-6%), в Нижегородской области — на 49 тыс. полисов (-7%), в Татарстане — на 46 тыс. полисов (-5%), в Новосибирской области — на 46 тыс. полисов (-8%), в Пермском крае — на 38 тыс. полисов (-8%).
В %
Магаданская область стала лидером по падению продаж ОСАГО в процентах. Продажи упали с 53 тыс. полисов до 36 тыс. полисов (-31% от проданных полисов за 9 мес. 2022 г.). Средняя премия в Магадане при этом выросла на 61% и достигла 4818 р.
В Чечне за январь-сентябрь настоящего года продано 75 тыс. полисов ОСАГО (падение на 24%). При росте средней премии на 14% (до 4473 р.).
Далее идут уже упомянутый Дагестан и Еврейская автономная область. В последней реализовано 30 тыс. полисов обязательной «автогражданки» (-20%) по 3753 р. за средний полис (+37%). В Северной Осетии падение составило 17%, продано 54 тыс. полисов по средней стоимости в 5699 р. (+15%).
«Счастливчики»
Москве кризис нипочём. Это один из 9-ти регионов, где количество проданных полисов, наоборот, выросло. Заключено 3,6 млн полисов ОСАГО, что на 7% или 239 тыс. договоров превышает показатель аналогичного периода прошлого года. Средний московский полис подорожал на 1102 р. (+14%), почти достигнув 9 тыс. р.
Также по количеству проданных полисов ОСАГО рост зафиксирован в Алтайском крае, Крыму, Якутии, Тыве, Байконуре, Чукотском автономном округе и Кабардино-Балкарской республике. В Ленинградской области рост произошёл на символические 0,4%.
Мнение источников
Один из источников АСН на страховом рынке предполагает, что на падение продаж в Челябинской области мог повлиять уход «АСКО-Страхования». «АСКО на Челябинскую область писала больше, чем там на самом деле там продавалось. Кривая привязка к регионам в отчёте у них была», — описывает он своё видение экс-конкурента на рынке ОСАГО.
Другой собеседник из страховой сферы при этом считает, что от ухода «АСКО» изменилась статистика выплат, но не заключённых договоров. Т.к. продажи последних обязательны и доля «АСКО» просто распределилась по другим игрокам, указал источник.
Как прокомментировал АСН агент из Челябинской области, он наблюдает спад продаж ОСАГО, особенно начинающим водителям. «Для них стоимость полиса в 40 тыс. р. уже неподъёмна», — делится наблюдениями собеседник. На других клиентов влияет падение их покупательной способности, а в последние месяцы — частичная мобилизация и отток населения за пределы России, перечислил челябинец.
Агент из Москвы рассказал АСН, что и в столице тоже наблюдает клиентов, отказывающихся покупать ОСАГО из-за высокой цены.
«Иногда по базе РСА мониторю таких клиентов. Чаще всего они или ничего не покупают. Либо стали делать полисы без выплат (автомобиль забивается как трактор, с дешёвым тарифом)». При этом увеличился спрос на каско от бесполисных — люди и сами понимают, что шанс встретить на дороге водителя без ОСАГО увеличился, считает агент.
Оба агента согласны, что онлайн покупать полисы стали только «сегментные» водители, которым оформить полис самостоятельно не составляет труда. «Не сегмент» же остаётся чаще всего с агентами, потому что у них не хватает терпения перебирать страховые компании в попытке оформить полис.
ЦБ: полисы подорожали там, где прежде были дешевле
В Банке России прокомментировали АСН, что количество оформленных договоров сократилось по ряду причин. Но, в первую очередь, из-за снижения продаж новых автомобилей. За 9 мес. этого года продажи новых легковых и лёгких коммерческих автомобилей в России упали на 59,8% (по данным Ассоциации европейского бизнеса). Ещё один фактор — сокращение числа «старых» эксплуатируемых автомобилей.
Наибольшее повышение цены полиса ОСАГО за 9 мес. этого года характерно для регионов, в которых его стоимость в прошлые периоды была ниже среднего значения по России. «Если говорить, например, о Дагестане, то в этом регионе объём страховых выплат по ОСАГО, по данным нескольких отчётных периодов, превышал сумму полученных премий. Из-за существенного роста выплат в связи с подорожанием запчастей в регионе увеличилась средняя стоимость полиса», — отметили представители регулятора.
Внедряемая с 2019 г. индивидуализация страховых тарифов ОСАГО, несмотря на расширение тарифного коридора, не приводила к росту средней страховой премии. Причинами её роста являются подорожание запчастей и рост выплат, т.е. возникла необходимость компенсировать убытки за счёт получаемых премий, подытожили в ЦБ.
РСА: не наблюдаем увеличения количества водителей без ОСАГО
В Российском союзе автостраховщиков (РСА) также указали на падение продаж новых авто, как на основной фактор падения продаж полисов ОСАГО. Во-вторых, из России ушёл или приостановил свою деятельность ряд фирм с внушительными автопарками. В-третьих, с марта этого года определённая часть граждан перестала эксплуатировать свои авто.
Динамика по регионам не однородна. В Москве падение продаж не было столь ощутимым, а покупательная способность населения выше, указали в РСА.
Союз автостраховщиков подтвердил, что проект по видеофиксации водителей без полисов остаётся в силе, «надеемся на скорую активизацию этой работы». Согласны в РСА и с необходимостью повышения штрафа за вождение без ОСАГО.
«По косвенным признакам мы не наблюдаем какого-либо увеличения количества водителей без полисов на дорогах. Например, соотношение компенсационных выплат, которые платит РСА за вред, причинённый жизни и здоровью за водителей без полисов, и выплат страховщиков по этому основанию не меняется», — сообщили в РСА.
«Росгосстрах» предполагает и иные факторы
В пресс-службе «Росгосстраха» также указали на сокращение продаж новых машин.
На второе место, по версии РГС, может выйти СВО и начавшаяся в сентябре частичная мобилизация.
«В-третьих, действительно можно предположить, что количество автовладельцев, которые ездят без ОСАГО, несколько возросло вследствие того, что автоматизированный контроль за соблюдением законодательства в этой части так и не был налажен», — указали в «Росгосстрахе».
Может влиять и динамика отдельных игроков. «В то же время надо смотреть на ситуацию в каждом регионе отдельно и комплексно — мы уже не раз были свидетелем ситуации, когда кто-то из игроков резко наращивал продажи, за счёт чего они столь же быстро сокращались у других», — заметили представители РГС.
«РЕСО» идёт наперекор, «Гелиос» согласен с агентами
Старший управляющий продуктом по автострахованию Департамента розничного страхования «РЕСО-Гарантии» Павел Яковлев отметил, что им, как отдельной компании, сложно оценивать причины различия продаж ОСАГО на рынке в целом. «Например, в таких регионах, как Башкортостан, Челябинская область, Иркутская область у нас наблюдается рост продаж», — уточнил представитель «РЕСО».
При этом снижение продаж ОСАГО «РЕСО» фиксирует как в Московской области, так и в самой Москве. «Факторы разные, но особое влияние, вероятно, оказывает падение продаж новых автомобилей», — подытожил Павел Яковлев.
По мнению представителей «Гелиоса», падение продаж в регионах, где они в целом упали ниже всего, связано с экономией автовладельцев — из-за сокращения реальных доходов населения на фоне подорожания ОСАГО.
Часть полисов, оформленных ранее по Московской области, в связи с изменением территории преимущественного использования ТС или иных изменений «перетекли» в Москву. «В совокупной оценке, по Москве и Московской области в целом, падения нет», — указали в «Гелиосе» относительно столичного региона.
Также в «Гелиосе» подтвердили, что фиксируют рост количества ДТП по вине водителей без полиса ОСАГО.
Ряд крупных страховщиков отказались прокомментировать АСН динамику по регионам.
По теме:
Рэнкинг всех страховщиков ОСАГО за 10 месяцев 2022 г. «Ингосстрах» нажал на газ, «Совкомбанк» разочаровался
Как страховщики ОСАГО зарабатывают в Москве и Питере, «спонсируя» Приморье и Дагестан
После ввода ремонта б/у запчастями с помоек снова будут удивляться снижению числа застрахованных.
А еще страховые засунули слишком много в несегмент и людям не купить обязательную автогражданку ( но об этом мы конечно говорить не будем)
«Российский союз автостраховщиков (РСА) предлагает увеличить штраф за вождение автомобиля без полиса ОСАГО, санкция должна быть сопоставима со стоимостью страхового полиса — до 5 тыс. р.»
Так сбывается мечта Руководителей СК о том, что бы ОСАГО не страховать.
я предлагаю увеличить тарифы до 50000, чтоб ускорить процесс.
Люди отказываются от ОСАГО потому что:
1. ГИБДД не считает своей обязанностью проверять полис и вписанного водителя.
2. Незначительный штраф за это нарушение 800 руб. А если оплатить без задержек, то 50%.
Нужно поднять размер штрафа до 5000-10000 тыс руб. Иначе разрушим систему ОСАГО. Она рухнет как домино, когда люди сделают вывод: «зачем я буду платить, если многие вокруг не платят?» ведь если завтра в меня аьедет незастрахованный, я все равно ничего не получу. Так зачем тогда страховка?
А регуляторы не хотят задуматься о том, что в России просто идет бешенное повышение цен на все, а доходы, в лучшем случае остаются, на месте?! Или регуляторам слабо признаться, что благодаря их сговору со страховыми компаниями во многих регионах не возможно оформить ни электронный полис, ни даже в офисе. После того как закрыли ЕГарант, вроде должен был начал работать перестраховочный пул, но увы,,,! У нас в республики всего 5 филиалов и только в ВСК работает перестраховочный пул и то не все проходит, а что делать тем, кто нигде не проходит? Может уже пора нормально заняться регулированием страхового рынка, а не только лоббировать желания страховых компаний?!
А штрафы за, так сказать, «не проходимость» полисов не пора повысить? И заниматься этим серьезно, а не искать причин для отказа в наказании СК?
Букв то написано много, но ни слова о том, что в таком виде осаго просто на фиг не нужно. Получайте возмещение китайским и б.у. хламом сами.
Да отмените вы ради богов это ОСАГО нафиг. параллельно примите закон с 01 января 2023г. об его упразднении с НО:
1) абсолютно, всем виновникам в ДТП с 01.01.2023г. его пострадавший выставляет счет, а государство обеспечивает виновника гос. кредитом. и оплачивает этот счет, а виновника обременяет обязательствами, залогами, арестами (если адекватный). Тариф придумать не проблема.
2) не адекват, еще и нищий, отработка долга на тяжелой промышленности. (страну поднимать надо?)
3) нет денег и имущества, здоровья, головы или ноги, параличный, просто дебил, но был виновником дтп, все взыскания на наследников или родственников (закон №2 от 02.01.2023 о наследовании долгов) и гос. кредит. уже родственникам. см. п. 1)
4) да людей жалко, не плодите дебилов, или решайте вопросы с наследством и наследниками, при жизни и по жизни.
На дорогах сразу, порядок станет к марту 2023г. (весь хлам и сброд закончиться)
ДТП подставные, ГИБДД в теме, автоюристы задолбали? аваркомы? случайно 3-7+ раз в год ДТП, не не верю. (фамилии знаю)?
Аааа не страхуются, ДТП, а потом задним числом в рай, делаем осаго, ждем, получаем, а это нормально?
Можно придумать добровольное КАСАГО со свободным тарифом и всеми понтами естественно с х2, х3, х5 коэффициентом от тарифа, хочу зарабатывать на горе водятелах по закону (так же все хотят, ударили и чтоб на квартиру хватило), жалко денег, качайся, на лесоповале пригодиться. (вся инфраструктура остается при работе и положении и без проблем.)
и весь треп. все.
Чтобы запустить камены, для начала нужен мониторинг и жесткое регулирование НЕпродаж. Вот бы систему по которой ошибки и отказ в заключении попадал в информационную базу РСА+ЦБ, где совместно сотрудники мониторили почему был отказы и за каждый неправомерный отказ в страховании штраф в таком же размере что и владельца (который не смог по каким то причинам купить полис) автоматически без судебной волокиты! Вот тогда все по честному будет! А то знаем мы этих махинаторов то как Согласие зашивают в сайты устаревшие коды отказов, то еще какая то ерунда, причем собирать и мониторить нужно все отказы со всех каналов продаж.
тут всего 2 варианта.
Либо убрать ОСАГО совсем и навсегда!
Либо убрать такие направления как сегмент и несегмент!
Ну или третий вариант вернуть Гарант, на момент 2018 по моему года. Где распределение СК было по ПТС. Нуи соответственноесли он гарант то он гарант! Если закинули докина проверку то100% успех.
Андрею Гололобову. Остерегайтесь модельный ряд ТС свыше 5 миллионов, если владеете ТС. В таком случае ОСАГО и кредит Вам уже не помогут. Есть риск прозябать на теплотрассе. У жуликов, в свою очередь, все нормально было и будет. Для них преграды нипочем. Вы бы еще на СВО в любом возрасте отправлять намекнули. Там же зарабатывают? С паршивой овцы шерсти клок. И ладно. Страна веселая. Участники процесса тоже. Вам нельзя быть реформатором. Можно не отвечать.
Подпишитесь на новостную рассылку ASN Daily
Войдите через свой аккаунт в соц. сетях или почтовых сервисах