Юлия ГЕРАСИМОВА
Как выяснило АСН, у страховщиков отсутствуют не только списки договоров с СТОА, но и сами договоры. «Тайные покупатели» от ЦБ обнаружили, что проблемы начинаются уже на этапе заполнения заявления о покупке полиса ОСАГО.
«Сбербанк Страхование» и санкции
«Тайные покупатели» от ЦБ в этот раз проверили «Сбербанк Страхование». 31 августа совершена контрольная закупка полиса ОСАГО на сайте страховщика. Выявлено, что форма заявления на сайте страховщика не содержит сведений о предпочитаемой станции технического обслуживания автомобилей. А это нарушения пункта 3.1 статьи 15 закона об ОСАГО.
«Сбербанк Страхование» пояснило, что договоры со СТОА, отвечающими необходимым требованиям — ремонт за 30 дней, нахождение не далее 50 км от места жительства потерпевшего, сохранение гарантийных обязательств — у страховщика отсутствуют (глава 6 правил ОСАГО, утвержденных ЦБ РФ, в ней указаны требования к организации ремонта — АСН).
Как пояснил страховщик, основная причина отсутствия договоров — это последствия санкций недружественных государств (которые привели к дефициту запчастей в России — АСН). По тем договорам, которые уже были заключены, СТОА направили в адрес «Сбербанк Страхования» письма о приостановлении договоров. Из-за невозможности отремонтировать повреждённые авто отсутствующими запчастями.
«Сбербанк Страхование» посчитало, что не может вводить клиента в заблуждение относительно сроков ремонта. Поэтому в заявлении отсутствует возможность выбора СТОА.
Банк России составил протокол о правонарушении. Регулятор указал, что даже если у страховщика нет договоров с СТОА, в самом заявлении поле о выборе станции всё равно должно быть. Так как это предусмотрено законом.
Регулятор также обратил внимание, что страховщик никак не сообщает заявителям о том, что у него нет договоров с СТОА.
И это ещё не все беды дочки Сбера. «Тайные покупатели» от ЦБ провели ещё три контрольных закупки на сайте компании — из своих рабочих мест в Башкортостане и Челябинске. Во всех случаях было зафиксировано аналогичное нарушение.
Арбитражный суд согласился с доводами ЦБ РФ и признал во всех четырёх случаях компанию виновной в нарушении требований лицензии (по ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ). Суммарно «Сбербанк Страхование» оштрафовали на 120 тыс. р.
Суд указал, что в заявлении о заключении договора ОСАГО владелец ТС вправе указать СТОА из предложенного страховщиком перечня (пункт 3.1 статьи 15 закона об ОСАГО). Отсутствие такой возможности нарушает закон.
«Спасские ворота» и «Абсолют страхование»
Аналогичных три контрольных закупки в конце августа 2022 г. состоялись и в отношении «Спасских ворот». «Тайные покупатели» трижды попытались купить полис ОСАГО на сайте страховщика и выяснили, что сайт не позволяет выбрать предпочтительную СТОА.
«Спасские ворота» пояснили регулятору, что действительно, сайт на момент проверки не предоставлял такую возможность. Но страховщик уже доработал платформу.
Суммарно компанию суд оштрафовал на 90 тыс. р.
Эти же нарушения проверяющие от ЦБ нашли и у «Абсолют Страхования» — во время оформления договора Е-ОСАГО не было возможности указать станцию ТОА.
«Абсолют Страхование» сообщило, что сайт работал в тестовом режиме , а старая версия сайта соответствует требованиям закона. По мнению страховщика, режим тестирования как раз и предназначен для выявления подобных ошибок и их исправления.
Регулятор в ответ заявил, что в нормативных документах нет понятия «тестового режима» сайта и оштрафовал на 90 тыс. р.
Проблемы с СТОА
На АСН пользователи уже давно сообщали, что страховщики начали убирать списки СТОА со своих сайтов. Такие случаи были замечены у «АльфаСтрахования» и «РЕСО-Гарантии» .
На это обращал внимание и финобмудсмен осенью: «Понятно, почему — изменилась ситуация, выросли цены, натуральный ремонт стал менее выгодным. Но это нарушение, прямое нарушение, — считает финуполномоченный. — Когда мы запрашиваем, станции ремонта появляются. Когда потребитель это делает — их нет».
Директор ООО «Поволжская юридическая компания» Роман Царёв рассказал АСН, что сейчас страховщики всем потребителям предлагают соглашение выплате деньгами взамен ремонта. «Есть такая тенденция, что СТО не хотят работать по ценам страховщиков. И всё чаще выплаты идут деньгами. Даже если клиент просит только ремонт. Даже по «Ладе Гранте» не все могут уложиться в цены страховых, да и запчастей нет. Если запчастей физически нет в стране, то я не знаю как быть в этом случае пострадавшим. Если только судиться», — считает автоюрист.
Как сообщили АСН в Российском союзе автостраховщиков (РСА), по их данным за последние два-три месяца 2022 г. доля восстановительного ремонта в России упала до 0%. До возникновения дефицита запасных частей она составляла от 11 до 15% от всех выплат по ОСАГО.
«На этом основании мы можем сделать вывод, что система параллельного импорта пока не заместила нормальную и привычную всем логистику. Первоначально мы надеялись, что ситуация исправится буквально за два-три месяца, но этого не произошло», — пояснили в РСА.
Источник АСН на страховом рынке рассказал, что проблемы с ремонтом — вследствие дефицита запчастей — возникли не только у «Сбера», но и у всех страховщиков. У страховщиков нет обязанности иметь договоры со СТОА, обратил внимание источник.
Напомним, при разработке нового постановления пленума ВС от 8 ноября 2022 г. предлагалось включить в него условие о том, что отсутствие договоров с СТОА не освобождает страховщика от обязанности организовать ремонт. В итоге эта норма в окончательный вариант не вошла.
Но Пленум ВС подтвердил право пострадавших идти в суд с иском о понуждении страховщиков провести восстановительный ремонт ТС (п. 56 постановления).
По теме:
ЦБ призвал страховщиков актуализировать информацию о СТО на своих сайтах
Верховный суд: отсутствие договора со СТОА не даёт страховщику право платить с учётом износа по ОСАГО
ЦБ начал наказывать за невозможность выбора СТОА во время покупки ОСАГО
«Тайные покупатели» ЦБ на сайте «Сберстрахования» не смогли выбрать предпочитаемую станцию техобслуживания. Страховщик наказан. Но строчку в анкету вернуть можно, а отремонтировать сейчас авто по ОСАГО — практически невозможно.
29.12.2022
17:20
Добавить комментарий