Об этом заявила председатель ЦБ Эльвира Набиуллина в ходе ежегодной встречи руководства регулятора с кредитными организациями, организованной Ассоциацией банков России (АБР).
Так, пожилой женщине с доходом в 20 000 р. в месяц продали вместо вклада паи ПИФа. Другой пенсионерке, также пришедшей открывать депозит, оформили вместо него договор накопительного страхования жизни (НСЖ) с регулярными взносами по 100 000 р. в течение пяти лет. Она пыталась отказаться, рассказала Набиуллина, но ее убедили, что в иным способом вклад открыть нельзя. Более того, когда она решила вернуться в банк и настоять на своем, встречу назначили ровно после окончания «периода охлаждения» – это срок, в течение которого можно расторгнуть договор страхования с возвратом полной суммы, он длится 14 дней, пишут «Ведомости» .
Еще один пенсионер, по данным ЦБ, заключил договор инвестиционного страхования жизни (ИСЖ), где предусматривалась ежегодная уплата страховой премии равными платежами. Когда мужчина пришел с очередным взносом по договору, ему оформили четыре новых, идентичных и «совершенно ненужных» страховки, от которых он не смог отказаться.
Глава ЦБ также напомнила о рекламе кредитов по ставкам, которые доступны только при соблюдении «немыслимого ряда условий». По этому поводу Банк России совместно с антимонопольной службой уже выпустили в феврале письмо: ведомства рекомендовали указывать все ключевые данные по кредитам одинаковым шрифтом без использования графических приемов (различий в фоне, цвете и теме шрифта), которые могут сделать одну информацию заметнее другой. Набиуллина выразила надежду на то, что рынок прислушается к рекомендациям, тем более что регуляторы будут вести мониторинг их исполнения.
Помимо мисселинга, по словам Набиуллиной, появилась «совсем уже дикая практика» оформления услуг против воли гражданина. В пример она привела случай, когда человеку предложили заключить два договора страхования — один в обеспечение (покрывает риски по кредиту) с небольшой страховой премией, а второй как дополнительный и добровольный, но дороже в 10 раз. Клиент в заявлении поставил отметку о согласии только на обеспечительную страховку, но банк все равно включил в договор оба варианта. По словам Набиуллиной, человек, доверяя банку и не ожидая подвоха, подписал договор и по факту за кредитные средства оплатил две страховки, хотя отметил только одну.
«Если мы увидим, что права клиентов будут систематически нарушаться, мы будем вынуждены ужесточать регулирование», — подчеркнула Набиуллина.
Несмотря на то что общее количество жалоб на мисселинг упало в 2022 г., ЦБ видит как отдельные (в том числе крупные) банки начинают совершать систематические нарушения. «Мы бы не хотели бегать по рынку с дубинкой, которая у нас, конечно, есть. Поэтому надеюсь на благоразумие банкиров», — резюмировала Набиуллина.
В 2022 г., по данным ЦБ, общее количество жалоб в регулятор (на банки, страховые компании, брокеров и проч.), поступивших по вопросам мисселинга, выросло на 40% по сравнению с 2021 г. и составило 5 800. Но если в 2021 г. на банки приходилось 53,4%, то в 2022 г. — 51,3%. При этом доля жалоб на недобросовестные продажи ИСЖ упала с 51,1 до 38,3%., правда, в ИСЖ она выросла с 15,7 до 17,7%.
Глава Банка России рассказала о «вопиющих» случаях навязывания страховок банками
У российских банков появились новые неприемлемые практики, среди которых — «вопиющие случаи» мисселинга (продажа одного финансового продукта под видом другого).
То что всем известно уже более десятилетия, до председателя ЦБ только дошло!?
Это прямое подтверждение того, что банковский и страховой надзор не работает, либо работает весьма избирательно. Скорее первое.
А кто это сделал?!
Смех
Если бы был выбор среди вопиющих случаев, выбрал бы навязанную страховку. Она хоть чем-то обеспечена.
Согласен, бесплатным воздухом.
«Несмотря на то что общее количество жалоб на мисселинг УПАЛО в 2022 г....», в следующем же абзаце читаем:
«В 2022 г., по данным ЦБ, общее количество жалоб в регулятор… поступивших по вопросам мисселинга, ВЫРОСЛО на 40% по сравнению с 2021 г.»
Подпишитесь на новостную рассылку ASN Daily
Войдите через свой аккаунт в соц. сетях или почтовых сервисах