Общий объем собранной премии по автокаско за три месяца текущего года достиг 48,9 млрд р., что на 11% превышает аналогичный показатель 2022 г. (44,3 млрд р.) За первый квартал 2023 г. страховщики заключили 1,78 млн договоров страхования автотранспорта по сравнению с 1,2 млн в первом квартале 2022 г., следует из статистики Банка России.
Выплаты по автокаско выросли на 1% — до 29,4 млрд р. (против 28,8 млрд р. в первом квартале 2022 г.). Средняя выплата за отчетный период составила 148 405 р., тогда как в первом квартале 2022 г. этот показатель был равен 128 670 р.
За три месяца текущего года страховщики урегулировали по автокаско 220 107 страховых случаев из 273 541 заявленного, количество отказов в выплате — 10 201.
Руководитель дирекции розничного бизнеса «Ингосстраха» Виталий Княгиничев отмечает, что средняя выплата закономерно растет за счет удорожания запчастей и материалов, а премия падает за счет увеличения доли урезанных продуктов.
«В первом квартале 2023 г. мы увидели снижение среднего убытка по каско более чем на 10% относительно аналогичного периода прошлого года, — даже несмотря на рост стоимости запчастей. Связываем это с увеличением доли отечественных транспортных средств в нашем портфеле, а также с продолжающейся тенденции снижения средней скорости потока на дорогах, — отмечает директор Департамента андеррайтинга моторного страхования ПАО СК «Росгосстрах» Дмитрий Усанов. — При этом на 25% снизилась и средняя премия по вновь заключаемым договорам, так как в новом бизнесе еще сильнее выросла доля отечественных автомобилей и, кроме того, мы видим обострение конкурентной борьбы среди крупных страховых компаний».
По его словам, нельзя сказать, что рынок каско показал в первом квартале значительный рост, но предпосылки к расширению портфелей есть — в том числе и потому, что активно продаются новые китайские автомобили, а именно владельцы новых машин чаще всего заботятся о защите своего приобретения и оформляют каско, в том числе в случае использования заемных средств.
Старший управляющий продуктом по автострахованию Департамента розничного страхования «РЕСО-Гарантии» Павел Яковлев сообщил, что средняя премия по автокаско растет, но это связано не с ростом тарифов, а с ростом стоимости транспортных средств. Средний тариф по каско для физических лиц сохранился на уровне прошлого года, по некоторым автомобилям даже стал ниже.
Яковлев отмечает усиление конкуренции в сфере автокаско, в том числе ценовой, из-за сокращения рынка, а также переориентирование дилеров на другие бренды. Как следствие — это активное восстановление рынка продаж новых автомобилей, появление большого количества новых марок/моделей (в основном китайских), которые ранее на рынке не были представлены.
Что касается прогнозов на 2023 г., по словам Виталия Княгичева, китайские бренды постепенно занимают освободившуюся нишу в продажах новых авто, растет проникновение в сегменту б/у машин. Все это, по его мнению, даст умеренный рост премий по автокаско по сравнению с прошлым периодом на 5-10%.
«Ослабление рубля, рост цен на автомобили и на запчасти, усложнение логистики их доставки приводит к увеличению стоимости ремонта и его сроков. Эти факторы могли бы повысить стоимость полиса. Но, с другой стороны, есть факторы, которые сдерживают рост цен. Это, во-первых, снижение аварийности — в том числе благодаря тому, что современные автомобили оснащаются более эффективными системами пассивной и активной безопасности, а, во-вторых, аварии стали более «легкими», в массе своей повреждения автомобилей не так велики», — полагают в «Росгосстрахе».
«Для корректного расчета средней премии по автокаско у компаний со значительной долей корпоративного бизнеса в портфеле необходимо учитывать два важных фактора — страхование автопарков и многолетние договоры. Так, если в 2021 г. корпоративный клиент застраховал автопарк с рассрочкой платежа на три года, то в 2022 г. его договор продолжит действовать, но в отчетности отражен не будет, а полученная за год премия составит треть от общей суммы. Кроме того, согласно представленной методике, сборы делятся на число договоров, тогда как в действительности премия рассчитывается на каждый автомобиль. Таким образом, для автопарков, которые могут включать несколько тысяч машин, такая методика применяться не может», — так ранее прокомментировали итоги рынка автокаско в 2022 г. в пресс-службе «СОГАЗа».
Топ-20 страховщиков-лидеров по сборам в сегменте автокаско в первом квартале 2023 г.
№п/п | Компания | Сборы, тыс.р. | Кол-во дог-в | Ср. премия, р. |
Выплаты, тыс. р.
|
1 | Ингосстрах | 9 799 556 | 329 157 | 29771 | 5 211 961 |
2 | РЕСО-Гарантия | 8 210 758 | 130 835 | 62756 | 3 981 179 |
3 | АльфаСтрахование | 7 523 414 | 184 051 | 40876 | 3 955 869 |
4 | ВСК | 6 154 197 | 155 096 | 39679 | 3 099 702 |
5 | СОГАЗ | 4 862 406 | 44 000 | 110509 | 1 920 426 |
6 | Группа Ренессанс Страхование | 4 351 099 | 63 317 | 68719 | 2 590 177 |
7 | Согласие | 3 858 083 | 92 496 | 41710 | 2 013 380 |
8 | Росгосстрах | 2 458 673 | 94 258 | 26084 | 1 427 449 |
9 | Тинькофф Страхование | 2 013 968 | 96 474 | 20875 | 794 615 |
10 | Сбербанк страхование | 1 480 007 | 200 314 | 7388 | 29 538 |
11 | Совкомбанк страхование | 1 365 024 | 22 881 | 59657 | 770 014 |
12 | Югория | 1 266 674 | 136 513 | 9278 | 786 632 |
13 | Энергогарант | 1 170 886 | 15 530 | 75395 | 635 308 |
14 | Зетта Страхование | 934 060 | 38 764 | 24096 | 436 043 |
15 | МАКС | 670 054 | 14 563 | 46010 | 471 774 |
16 | Абсолют страхование | 357 188 | 2 685 | 133030 | 312 138 |
17 | Интери | 291 298 | 3 794 | 76778 | 116 856 |
18 | Гайде | 270 132 | 24 657 | 10955 | 157 033 |
19 | Гелиос | 230 628 | 32 440 | 7109 | 86 325 |
20 | Объединенная страховая компания | 161 323 | 5 665 | 28477 | 110 184 |
В целом по рынку | 48 893 329 | 1 782 857 | 27 424 | 29 378 766 |
Источник: АСН, по данным Банка России.
По теме:
Автокаско: новый рэнкинг страховщиков за 2022 г.