В соответствии с договором страхования ювелирные изделия были застрахованы в том числе от противоправных действий третьих лиц, при этом в части определения перечня таких действий договор отсылал к применяемым страховщиком правилам страхования. Правила, в свою очередь, предусматривали, что к противоправным действиям относится, помимо прочего, кража, под которой понимается тайное хищение имущества с незаконным проникновением в помещение.
Поскольку в настоящем деле ювелирные изделия были похищены в рабочее время лицом, находившимся в помещении магазина, и обстоятельств незаконного проникновения в него установлено не было, страховщик не признал хищение страховым случаем. С позицией страховой компании согласились и арбитражные суды трех инстанций, исходившие из буквального значения условий договора и правил страхования, а также положений ст. 943 Гражданского кодекса, предусматривающих, что условия правил, на которые имеется ссылка в договоре и с которыми страхователь ознакомлен, обязательны для последнего, сообщает «Гарант.Ру».
Однако ВС РФ счел эту точку зрения ошибочной. Он пришел к выводу, что в рассматриваемом случае обстоятельства дела (содержание заявления на страхование и договора страхования) свидетельствуют о намерении истца застраховать свое имущество в том числе и от кражи. Определение кражи содержится в УК РФ, оно является общеизвестным и по общему правилу не включает в качестве обязательного признака незаконное проникновение в помещение. Таким образом, страхователь вправе был разумно ожидать, что в рамках страховых отношений этот термин будет использоваться в его легальном значении, а страховщик, как профессиональный участник рынка страховых услуг, должен был учитывать намерения страхователя и не создавать предпосылок для иного толкования. В противном случае, по мнению ВС РФ, действия страховщика могут быть квалифицированы как недобросовестное поведение, преследующее цель уклониться от исполнения своих договорных обязанностей.
ВС РФ запретил страховщикам подменять понятие кражи
Верховный Суд РФ рассмотрел спор между владельцем ювелирного магазина и страховой компанией, возникший в связи с отказом в выплате страхового возмещения по факту хищения застрахованных товаров.
09.06.2023
15:27
Добавить комментарий