Это следует из статистики ЦБ, предоставленной в ответ на запрос главы Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрея Кутепова.
Как сообщает «Парламентская газета», за период с 2020 по 2022 гг. по продукту ОСАГО в Банк России поступило более 99 тыс. жалоб, из которых 12,8 тыс. были признаны обоснованными, говорится в ответе регулятора. Самое большое количество обращений касалось отказов в заключении договора автогражданки: в 2020 г. их было 655, в 2021 г. — 2 538, а в 2023 г. — уже 4 084. Это почти 10% от всех обращений по тематике ОСАГО, указали в ЦБ.
Есть проблемы и с оформлением электронного полиса. Если три года назад о технических сбоях на сайте страховщика регулятору сообщили 102 человека, то в прошлом году рассматривалось уже 718 таких обращений. Еще 548 человек жаловались на якобы ошибки при вводе данных, а в 447 случаях введенная информация не совпадала со сведениями Российского союза автостраховщиков (РСА). Зафиксированы случаи невозможности введения кода для проверки данных и сообщений о технических сбоях на сайте компании — поставщика услуг. Все это приводило к невозможности оформить электронный полис ОСАГО.
Около 400 человек пожаловались в ЦБ на навязывание дополнительных услуг при попытке оформить автогражданку. Кроме того, поступали обращения о невозможности получить полис в Крыму и Севастополе, в разных регионах отказы получали беженцы из Украины, ДНР и ЛНР.
Полученную от Центробанка информацию проанализируют, сообщили «Парламентской газете» в аппарате Андрея Кутепова. Сенатор добавил, что данные будут использовать для проектов нормативных актов, направленных на совершенствование законодательства в сфере ОСАГО.
Практически все перечисленные нарушения возникли не вчера, специалисты давно собирают подобную статистику, рассказал «Парламентской газете» автоюрист Сергей Радько. Чаще всего, по его словам, отказы оформить автогражданку получают автовладельцы из других регионов, таксисты и владельцы мотоциклов. «Во всех случаях страховщики считают сделки высокорисковыми, поэтому ищут любые предлоги и способы, чтобы отказать в заключении договора», — объяснил Радько.
Причем таксистам не разрешают даже оформить страховку, которая стоит дороже, чем для обычных машин. В 2022 г. автогражданка для машин с шашечками обходилась в среднем в 24 794 р., тогда как средняя стоимость ОСАГО по стране — 6 693 р. Такие данные со ссылкой на статистику РСА «Парламентской газете» предоставили в Общественном совете по развитию такси.
Полис ОСАГО является обязательным документом, без которого движение по дорогам запрещено, поэтому страховщики не имеют права ни отказывать в его оформлении, ни навязывать при этом дополнительные услуги, напомнил юрист. Единственная правомерная причина — неполный комплект документов или некорректно заполненные формы.
Одно из предложений сенатора Кутепова касается снижения стоимости полиса для отечественных машин с высокой степенью локализации комплектующих. Соответствующие обращение он в конце мая направил вице-премьеру Дмитрию Григоренко. Такая мера, по мнению сенатора, может создать стимул к страхованию транспортных средств и одновременно стать мотивом для покупки автомобиля отечественного производства.
Средний рост стоимости ОСАГО за 2022 г., по данным Центробанка, составил 17%. Для тех, кто ездит безопасно, — 8%. В прошлом году водители заключили 40,3 млн договоров ОСАГО, тогда как в 2021 г.— 42 млн. Частично это связано с тем, что в России в прошлом году покупали меньше машин. В прошлом году средний размер страховой выплаты увеличился до 90 тыс. р., тогда как в 2021 г. — 71 тыс. р.