Принятое постановление Пленума ВС в ноябре 2022 г. постепенно меняет практику в ОСАГО, особенно в новых экономических условиях. Так, одна из проблем в этом сегменте страхования — это ремонт иностранных автомобилей в условиях санкций и отсутствия необходимых запчастей.
Наиболее интересные новости — в официальном telegram-канале АСН. Подписывайтесь!
Финуполномоченный Виктор Климов сообщил АСН, что его служба замечает наличие проблем с натуральным ремонтом по ОСАГО. «Очень много иномарок и станции отказываются ремонтировать, страховщики поубирали перечни СТОА. Это всё началось с весны 2022 г.», — рассказал Климов.
Как заметило АСН, до принятия Пленума ВС финуполномоченный отказывал во взыскании износа, если страховая не организовала ремонт надлежащим образом. Так, АСН нашло два таких судебных дела. В одном случае, у «Согласия» отсутствовали станции технического обслуживания, соответствующие правилам ОСАГО в Югорске, во втором случае СТОА отказалась делать ремонт в установленные сроки из-за отсутствия запчастей.
Суды первой инстанции были солидарны с финуполномоченным и отказали во взыскании износа, а апелляция и кассация их исправили и суммы износа взыскали.
Суды первой инстанции были солидарны с финуполномоченным и отказали во взыскании износа, а апелляция и кассация их исправили и суммы износа взыскали.
По словам финобмудсмена, после принятия нового Пленума ВС РФ по ОСАГО (в ноябре прошлого года) практика изменилась.
«Нам в каждом первом заявлении, даже не в каждом втором пишут, что станции отказали в ремонте. Мы исходим из той логики, которую озвучил Верховный суд в пункте 56 нового постановления Пленума — если страховая незаконно не отремонтировала, а попыталась заплатить маленькие деньги, то она нарушила права пострадавшего. В этой ситуации мы взыскиваем именно убытки, если потерпевший осуществил ремонт самостоятельно, либо, если самостоятельный ремонт не был осуществлен, взыскиваем страховое возмещение в размере стоимости того ремонта, который страховая должна была организовать — то есть в размере его стоимости без учёта износа комплектующих», — уточнил Виктор Климов.
В пункте 56 постановления Пленума ВС указано, что возмещение убытков при неисполнении страховщиком обязанности по организации ремонта означает, что потерпевший должен быть постановлен в то положение, в котором он находился бы, если бы страховщик по договору обязательного страхования исполнил обязательства надлежащим образом (пункт 2 статьи 393 ГК РФ).
Таким образом, если ремонт не организован, или СТО не может соблюсти сроки, то страхователь имеет право на денежную компенсацию без учёта износа. А если он выполнил ремонт самостоятельно, то финомбудсмен будет взыскивать затраты страхователя на ремонт, потому что он понёс убытки в связи с неисполнением страховщиком своих обязанностей.
Но это только в том случае, если потерпевший не подписал соглашение о выплате — в таких случаях страховщик по закону обязан выплатить с учётом износа (в среднем на 30% меньше, чем стоит ремонт новыми автозапчастями). Поэтому потребителям стоит знать свои права и внимательнее читать документы, которые просят подписать страховые компании после ДТП. деньгами
Отметим, что судьи Верховного суда и ранее регулярно поправляли нижестоящие суды, но после Пленума ВС практика повлияла и на финомбудсмена.
Страховщики и автоюристы вновь разошлись во мнениях
АСН провёл опрос среди страховщиков — заметили ли они изменение в практике финомбудсмена.
Начальник управления досудебного урегулирования убытков «Росгосстраха» Ксения Балуева подтвердила, что после изменения практики Верховного суда произошли изменения и в методологии принятия решений финуполномоченного.
В «РЕСО-Гарантии» начальник управления досудебного урегулирования и взаимодействия с финансовым уполномоченным Елена Гринберг отметила, что после опубликования нового Пленума Верховного суда частотность решений финуполномоченного, в которых взыскивают возмещение без учёта износа, увеличивается.
Изменения заметили в «АльфаСтраховании» и «Астро-Волге».
Директор департамента контроля качества СК «МАКС» Николай Волков уточнил, что финомбудсмены подходят к каждому страховому случаю весьма скрупулезно и выносят правомерные, выверенные и обоснованные решения о взыскании или не взыскании износа, в зависимости от аспектов каждого случая.
В тоже время опрошенные АСН автоюристы озвученную финуполномоченным позицию не подтвердили. По их данным заявления о взыскании износа в связи с невыполненным ремонтом остаются без удовлетворения.
«Мне в апреле финуполномоченный отказал по такому делу, но "Ингосстрах" сам передумал и оплатил деньгами, чтобы до суда не доводить», — прокомментировал АСН директор «Поволжская юридическая компания» Роман Царёв. Но в июне другому клиенту финомбудсмен не стал взыскивать износ, отметил Царёв.
Автоюрист Эльдар Байрамов сообщил АСН, что сразу после постановления Пленума ВС финуполномоченный действительно изменил практику и стал взыскивать без учёта износа. Но в последнее время всё повернулось вспять и омбудсмен стал взыскивать с учётом износа, обосновывая такое решение отсутствием договора с СТОА, считает автоюрист.
По теме:
По теме:
Верховный суд уберёг страховщиков от безлимитных выплат по ОСАГО
Верховный суд официально опубликовал новое постановление Пленума ВС о применении судами законодательства об ОСАГО
Верх овный суд: отсутствие договора со СТОА не даёт страховщику право платить с учётом износа по ОСАГО
Верховный суд: неустойку на «довзысканный износ» нужно считать по общим правилам
Верховный суд: после самостоятельного ремонта потребитель может потребовать у страховщика ОСАГО возмещения «износа»
РСА: за последние месяцы 2022 г. доля восстановительного ремонта по ОСАГО упала до 0%
Верховный суд официально опубликовал новое постановление Пленума ВС о применении судами законодательства об ОСАГО
Верх овный суд: отсутствие договора со СТОА не даёт страховщику право платить с учётом износа по ОСАГО
Верховный суд: неустойку на «довзысканный износ» нужно считать по общим правилам
Верховный суд: после самостоятельного ремонта потребитель может потребовать у страховщика ОСАГО возмещения «износа»
РСА: за последние месяцы 2022 г. доля восстановительного ремонта по ОСАГО упала до 0%
Фин согласен с судами. Улыбнули.
не прошло и года))))
Сначала придумали справочники с заниженными ценами, а потом- нет договоров со СТО, которые согласны по этим заниженным ценам работать… И с отсутствием запчастей- тоже фуфло полное. Нужно писать как есть- запчасти есть, но по тем ценам, которые они указывают в своих справочниках- действительно нет. И проблема эта возникла не весной 2022, а сразу с введением справочников РСА.
+
Регулятору, ВС и РСА необходимо всегда принимать во внимание, что любое упрощение выплат или затягивание очередной гайки (как например с этой выплатой без износа) приносит выгоды в основном только жуликам. Рядовой гражданин, который по статистике должен 1 раз в 15 лет попадать в ДТП (частотность 6%) вряд ли воспользуется этим нюансом законодательства, а жулики в полной мере!
Мы уже получили Европротокол на 400. В результате жулики начали творить свои дела без вовлечения сотрудников ГИБДД. Теперь у СК нет объективных документов с места происшествия и нет рапорта о признаках мошенничества от ГИБДД.
Теперь выплаты без износа…
Я надеюсь все понимают, что на праворукие иномарки никто не будет покупать новые оригинальные запчасти. Там 1 запчасть зачастую стоит как сам автомобиль, которому цена 400-500 тыс. Тогда вопрос — для чего выплачивать за кузовную запчасть 200 тыс, если человек со 100% вероятностью купит ее на разборе для своего 20-тилетнего ТС на разборе за 20 тыс?
Это же вредительство, которое убивает рынок ОСАГО! В результате вопросы с ростом стоимости полиса и доступностью. Кто пролоббировал эти изменения? Вопрос для прокуратуры.
Вредительство которое убивает рынок ОСАГО это дебильные справочники РСА и этот не кому не нужный гаражный ремонт, который навязывают страховщики людям.
А вопрос для прокуратуры это систематическое нарушение прав граждан страховыми компаниями, что постоянно подтверждается судебными решениями!
СК как коммерческие структуры должны нести риски предпринимательства и противодействовать им самостоятельно, без ущерба потребителю страховой услуги. Нытьë про мошенников уже не работает. Либо работайте в сложившихся условиях либо сдавайте лицензию. Приведет ли это к коллапсу стстемы ОСАГО — пусть будет головняком государства. Подозреваю, что если даже ОСАГО отменят совсем, больше всего пострадают сами страховщики, а не потребители.
Полностью согласен!
На каком основании этот «медиатор» (Финансовый уполномоченный) выходит за пределы Правил страхования и требований Закона?! Кто его уполномочил «примерять» на себя мантию суда?! Если Потерпевший считает что он претендует на «износ» то ему прямая дорога в суд, где он должен доказать, что понес соответствующие убытки, а не исходил из «размышлений» Финансового уполномоченного. Я понимаю, что у нас в стране так принято — «обиженных любить», но заигрываться с этим либеральным явлением не стоит, раз уж мы исходим из того, что живем в демократическом государстве. У Финансового уполномоченного нет ни времени ни ресурса чтобы оценить действующую на момент урегулирования конъюнктуру рынка запасных частей и возможности бизнеса того или иного страховщика ОСАГО. Такие решения необходимо обжаловать и речь нужно вести о том что полномочия «медиатора» заканчиваются на достигнутых между Страховщиком и Страхователем условиях страхования — «Obligatio est iuris vinculum».
>Таким образом, если ремонт не организован, или СТО не может соблюсти сроки, то страхователь имеет право на денежную компенсацию без учёта износа.
В каком воспаленном уму родилась эта НОРМА?
Дайте ссылку на норму Права.
В соотв с нормами Закона об ОСАГО СК обязана организовать и оплатить ремонт.
По согл Потерп и СК могут выбрать СТОА, котор не соотв…
Или Потерпевший сам может заключить договор со СТОА.
Cтрахователь имеет право на денежную компенсацию!!!
Количество случаев «когда» строго ограничено.
Виктор Климов — не юрист от слова совсем?
https://www.asn-ne...
вот тут тоже Виктор Климов «рулил».
А у Виктора есть считалочка, когда и сколько раз он уже сел в лужу?
АСН, — занимаетесь вредительством?
Пропагандируете нездоровые помыслы неграмотного ФУ, дорвавшегося до… и кормушки?
Поэтому потребителям стоит знать свои права и внимательнее читать документы, которые просят подписать страховые компании после ДТП.
Ремонт — приоритет!!!
СК обязана организовать и оплатить ремонт.
Отсутствие СТОА — это проблема СК.
Платить СК может только в ряде случаев — все моменты в Законе об ОСАГО.
Если ремонт не организован, или СТО не может соблюсти сроки, то страхователь НЕ ИМЕЕТ ПРАВА на денежную компенсацию.
В таком случае, если СК платит — идем в суд. Практика — выше.
СК обязывают организовать и оплатить ремонт и выплатить неустойку.
Слава великому и грамотному ФУ!
Дурдом
Брехня. По финупу если не заключил ни одного договора с СТО, это законный способ для СК слиться с выплаты без износа.
>По финупу если не заключил ни одного договора с СТО
это по ФУ.
ВУ — это не Закон.
Пусть ФУ думает как хочет.
ФУ превратился просто в этап перед судом и никак не влияет на решение суда.
По Закону: отсутствие СТОА у СК не является основанием для выплаты Потерпевшему.
СК обязана организовать и оплатить ремонт ТС Потерпевшего.
Сам потерпевший имеет право по соглас с СК заключить Договор со СТОА (с любой).
Нет согласия — СК мечется и ищет СТОА для ремонта.
Чем дольше СК мечется — тем больше платит неустойки.
ВС РФ запретил срезать неустойку.
ТЧК.
Далее, АСН может писать любой маразм ФУ.
Но только дописывайте — вот очередной маразм от ФУ.
Да, и плевать. Пусть резвится.
Толку от его маразма = 0. Главная его задача — усложнить Потребителям жизнь.
ФУ до сих пор в своих решениях отказывает во взыскании износа, если страховщики пишут, что у них нет станции. Идиотизм полный, но для юристов это мëд! Денег можно через суд заработать побольше, со штрафом и неустойкой со страхового возмещения, убытки взыскать само собой.
Вобщем чем дурнее решения ФУ, тем больше работы у юристов!
Ну и вообще не следует забывать, что решения ФУ пишут не люди, а роботы (искусственный интеллект), об этом сам ФУ говорил здесь же на АСН, поэтому чему удивляться, что эти решения такие разные и порой такие глупые…
Искусственный интеллект ещё не научился разбираться в актуальной судебной практике, потому что она у нас стремительно меняется
Подпишитесь на новостную рассылку ASN Daily
Войдите через свой аккаунт в соц. сетях или почтовых сервисах