«Троица» — икона Святой Троицы, написанная Андреем Рублёвым в первой трети XV века. Самое знаменитое из его произведений.
В 1929 г. икона была передана в Третьяковскую галерею. В середине июля 2023 г. стало известно о передаче иконы Троице-Сергиевой лавре на 49 лет.
Наиболее интересные новости — в официальном telegram-канале АСН. Подписывайтесь!
Передача иконы сопровождалось рядом скандалов из-за опасений об условиях хранения хрупкой иконы вне музея.
Представители РПЦ сообщили, что страхование иконы «Троица» от рисков её утраты или повреждения при упаковке и транспортировке, а также на весь период пребывания в Троице-Сергиевой лавре осуществляется в пользу Третьяковской галереи.
Застрахована ли уже сейчас икона или страховщик только подыскивается, не раскрывалось.
Страховщики не проявили публичную заинтересованность
АСН опросило крупнейших страховщиков, но ни один из ответивших страховщиков не подтвердил страхование иконы или желание участвовать в мероприятии.
В «АльфаСтраховании», «Югории», «МАКСе», «Сбербанк Страховании» и «ВСК» заявили, что не будут комментировать данную тему.
В «Ренессанс Страховании» сообщили, что они не страхуют предметы искусства.
«СОГАЗ» и часть иных страховщиков на момент публикации не ответили на запрос.
Один из источников на страховом рынке, работающий в крупной страховой компании, заявил, что их компания «категорично» не будет страховать подобные объекты.
Два собеседника рассказали, что подобный договор, теоретически, мог бы заключить «Ингосстрах», один из них также назвал «АльфаСтрахование».
В «Ингосстрахе», однако, также воздержались от комментариев.
Также визави сообщил АСН, что в сделке, исходя из компетенции, мог бы участвовать страховой брокер «Виллис».
РЕСО не специализируется на страховании произведений искусства
Заместитель генерального директора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов рассказал АСН, что они не специализируются на страховании произведений искусства, были лишь единичные подобные договоры. Однако действующие из них содержат пункт о неразглашении.
«Страхование такого имущества возможно только на индивидуальных условиях, при заключении договора оговаривается наличие обязательной системы усиленной охраны, противопожарных, климатических и противовандальных мер, соблюдение условий хранения, которые обеспечат сохранность объекта. Изменение этих параметров влияет на условия и возможность принятия объекта на страхование», — отметил представитель РЕСО.
«Оценку подобных икон в России поводит государственная музейная комиссия. В состав этой комиссии могут привлекаться эксперты разных музеев. Для частных коллекций оценку стоимости икон проводят различные экспертные организации, которые также привлекают для оценки музейных экспертов», — рассказал Игорь Иванов.
«Росгосстрах» также не участвует
В пресс-службе «Росгосстраха» пояснили, что они не участвуют в страховании иконы.
Заместитель руководителя блока корпоративного страхования «Росгосстраха» Алексей Портнов указал, что при экспертной оценке стоимости предметов искусства страховщики опираются на компетенции министерства культуры РФ и оценку музея, где хранится объект страхования.
«Что касается цены страхования, то это всегда вопрос переговоров сторон, особенно, если речь идёт о защите действительно уникальных предметов искусства. При расчёте также обращают внимание на условия хранения (влажность, температура), наличие сигнализаций, общего характера помещения, где икона может находиться, степень доступа посетителей к иконе, условий перевозки. Также, учитывая беспрецедентную стоимость этой вещи, цена будет зависеть от котировки перестраховщика. По нашей очень условной оценке (с учётом годового хранения и перевозки в оба конца), можно предположить ориентировочную вилку в районе 0,04-0,08% от страховой суммы», — перечислил Алексей Портнов.
«Согласие» не участвует, хотя и периодически страхует искусство
В «Согласии» проинформировали АСН, что они не участвуют в возможных переговорах о страховании иконы. «Учитывая крайне высокую стоимость объекта, очевидны сложности, связанные с перестраховочной ёмкостью», — обратили внимание представители страховщика.
Возможность страхования зависит от ёмкости перестраховочного рынка. Оценка объекта производится экспертами-оценщиками, отметили в «Согласии».
При этом «Согласие» периодически страхует предметы искусства, хоть и не рассматривает этот вид как целевой. Так, самарским филиалом была застрахована коллекция живописи второй половины XIX века из собрания Третьяковской галереи, которая временно выставлялась в Самаре.
Кроме того, от всех рисков филиалом были застрахованы выставки легендарного календаря Pirelli, живописных полотен русских художников XVIII-XX вв. и картин Давида Бурлюка, экспозиции «Жерар Юфера. Один день в музее», «Стихии Анны Голубкиной», посвящённая художнице и одному из крупнейших скульпторов XX в. и др.
Страхование культурных ценностей проводится «Согласием» с ответственностью за все риски, которые включают утрату или повреждение всего или части имущества по любой причине, подытожили представители страховщика.
Разве что в пул или не на полную стоимость
Во время последних пертурбаций потенциальная стоимость иконы «Троица» не публиковалась.
Но ещё в 2009 г. бывший тогда министром культуры России Александр Авдеев сравнивал стоимость иконы со стоимостью картины «Мона Лиза» Леонардо да Винчи. Министр сообщал, что оценочная стоимость приближается к $600 млн, а цена страховки за три выставочных дня может составлять $4 млн.
Т.е. даже если взять оценку в $600 млн, то по актуальному курсу в рублях икону можно оценить в 54,1 млрд р.
Если взять за основу экспертный комментарий «Росгосстраха», то годовая страховая премия выходит гораздо более доступной для страхователя и может составить от 21,6 млн р. до 43,3 млн р.
Но сама полная страховая сумма — 54 млрд р. — на данный момент вряд ли по силам одной отдельно взятой российской страховой компании. Можно вспомнить, как судостроителей пытались через суд заставить застраховать два строящихся атомных ледокола на страховую сумму в 48 млрд р. каждый. И выяснилось, что это невозможно.
А икона намного более хрупкий предмет, чем атомный ледоход. Да и с перестрахованием сейчас сложные времена. Поэтому интрига со страховщиком иконы остаётся.
По теме:
В РПЦ рассказали детали передачи «Троицы» лавре на 49 лет
Страхование «Троицы» на весь период пребывания в лавре осуществляется в пользу музея
Министр культуры: страхование иконы «Троица» может стоить $4 млн
Давайте будем честными. Страхование предметов искусства — традиционный приоритет Ингосстраха. Все остальные статисты.
Перестраховочных емкостей, конечно, сейчас не хватает. Но компетенции только у Ингоса.
Давайте будем честными. Там где присутствует политика, не очень ароматно пахнет. И компетенция здесь на десятом месте. Решение о передаче Троицы — политическое решение, оценка — политическое решение, тариф — политическое решение, в случае чего, выплата — стопроцентно политическое решение. И кому охота с этим связаться? То-то все сразу языки прикупили.
Подпишитесь на новостную рассылку ASN Daily