Юлия ГЕРАСИМОВА
Военнослужащий Я. в мае прошлого года — в период прохождения военной службы по контракту — погиб на СВО.
В случае смерти военнослужащего его родители в равных долях имеют право на получение страховой суммы в размере 2 млн р. (закон об обязательном госстраховании жизни и здоровья военнослужащих), единовременного пособия в размере 3 млн р. (законом Ставропольского края о дополнительных социальных гарантиях отдельным категориям военнослужащих и членам их семей) и единовременной выплаты в размере 5 млн р. (указ президента РФ о дополнительных социальных гарантиях военнослужащим) и пособий по закону о денежном довольствии военнослужащих.
Родители погибшего Я. с 2004 г. в браке не состояли, отец алименты добровольно не платил, судебные приставы не могли с него ничего взыскать. Со слов матери, отец с сыном не общался, в воспитании не участвовал, последний раз приезжал только в 2014 г. Появился лишь на похоронах, отбыл все похороны и уехал, материально не помог.
Тем не менее, отец получил свои доли в причитающейся страховой выплате, в единовременной выплате по указу президента и в пособиях о денежном довольствии военнослужащих в общем размере в 4 млн р. От единовременного пособия по закону Ставропольского края он отказался.
Мать военнослужащего обратилась в суд с просьбой лишить отца права на эти выплаты и взыскать с него неосновательное обогащение.
Суды всех инстанций ей отказали. Основная причина — закон не ставит выплаты в зависимость от участия в воспитании военнослужащего. Поэтому никаких формальных оснований для лишения отца права на получение денег нет, если родитель не был лишён родительских прав.
Верховный суд с этой позицией не согласился и посчитал иначе. Он указал, что система социальной защиты членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей, направлена на максимально полную компенсацию связанных с их гибелью материальных потерь.
Цель этой поддержки — не только восполнить связанные с этим материальные потери, но и выразить от имени государства признательность гражданам, вырастившим и воспитавшим достойных членов общества — защитников Отечества (постановления Конституционного Суда РФ от 17 июля 2014 г. № 22-П, от 19 июля 2016 г. № 16-П).
Верховный суд указал, что эти выплаты родителями, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойного защитника Отечества, компенсируют нравственные и материальные потери, связанные с его гибелью.
Суд обратил внимание, что несмотря на юридическую равность положения родителей, их фактическое положение может отличаться в зависимости от их действий по воспитанию, физическому, умственному, духовному, нравственному, социальному развитию и материальному содержанию погибшего и имеющихся между ними фактических родственных и семейных связей.
Верховный суд обратил внимание, что суды должны оценить все детали спора — действительно ли отец передавал матери деньги лично в счёт уплаты алиментов и часть дома в счёт погашения задолженности. Участвовал ли он воспитании сына и почему не уплачивал алименты. Также Верховный суд посчитал необходимым привлечь в дело прокурора.
Дело возвращено на новое рассмотрение.
По теме:
Доброволец в Ростовской области взыскал через суд страховую выплату после ранения в зоне СВО
«РЕСО-Гарантию» оштрафовали за случаи запоздалого возврата премии по ОСАГО участникам СВО, после смертей потребителей или ТС
Верховный суд: страховые выплаты за погибшего военного на СВО вправе получить только добросовестный родитель
Неплательщик по алиментам, появившийся только на похоронах сына, получил за погибшего 4 млн р. страховых и иных выплат, заявила мать погибшего на СВО. Суды указали, что участие в воспитании не является обязательным условием для получения страховки. ВС решил иначе.
20.12.2023
15:00

Добавить комментарий