Юлия ГЕРАСИМОВА
Как выяснило АСН, суды общей юрисдикции стали взыскивать со страховщиков ОСАГО убытки в суммах, превышающие установленные страховые суммы по ОСАГО — т.е. более 400 тыс. р. по одному эпизоду.
Если кратко, для этого нужно, чтобы страховая не организовала ремонт или попыталась его обойти, обратиться за экспертизой по среднерыночным ценам и заявить о взыскании убытков, а не страхового возмещения.
Напомним, когда принималось постановление Пленума ВС от ноября 2022 г., в юридическом сообществе были жаркие дебаты по поводу пункта, связанного с убытками. Первоначальная редакция постановления Пленума содержала чёткую формулировку о том, что размер убытков определяется «на момент разрешения спора по рыночным ценам в субъекте РФ с учётом утраты товарной стоимости, без учёта износа автомобиля и без ограничения, установленного законом об ОСАГО», что вызвало большую волну возмущений. Но такая формулировка в текст не попала. Окончательная редакция, попавшая в п. 56 постановления Пленума, трактовалась страховщиками как возможность рассчитать убытки только в пределах страховой суммы в 400 тыс. р.
Однако правоприменительная практика разворачивается по-другому. Так, в распоряжении АСН есть несколько дел, которые вполне могут «подорвать основы» ОСАГО.
В одном случае с «АльфаСтрахования» взыскали 1,1 млн р. убытков. «АльфаСтрахованию» не помогли доводы о том, что «исковые требования о взыскании убытков сверхлимита являются необоснованными и не подлежат удовлетворению».
В декабре 2023 г. кассация оставила указанное решение в силе.
Руководитель управления суброгации и юридического сопровождения урегулирования убытков «АльфаСтрахования» Андрей Толстов прокомментировал АСН, что по этому делу общая сумма выплат «АльфаСтрахования» составила 1,96 млн р. Вопрос обжалования в Верховный суд будет решён в установленные законом сроки, отметил Андрей Толстов (ответ страховщика поступил уже после публикации — АСН).
Также в распоряжении АСН есть решение финуполномоченного, который взыскал с «Югории» убытки в размере 629 тыс. р. (также превысив лимит, установленный законом об ОСАГО). Финомбудсмен в решении указал, что поскольку законом об ОСАГО не предусмотрены специальные последствия в случае не организации ремонта авто, то пострадавший имеет право взыскивать убытки.
Что думают игроки рынка
В Российский союзе автостраховщиков прокомментировали АСН, что до системных изменений в законодательство об ОСАГО такая практика судами будет применяться. Эти изменения должны установить специальные последствия, если страховщик не организовал восстановительный ремонт ТС или пострадавший не представил автомобиль на СТОА.
В случае если такой подход по взысканию убытков станет тотальным, то и последствия будут сказываться на стоимости ОСАГО, считают в РСА.
Эксперт проекта Народного фронта «За права заёмщиков» Александра Пожарская прокомментировала АСН, что 400 тыс. р. на качественный ремонт, особенно при серьёзных ДТП, давно уже не хватает. Представитель проекта считает, что нужно увеличить лимиты, разрешить использовать б/у запчасти и ориентировать цены в справочнике РСА на среднерыночные значения с учётом коэффициента роста до следующего обновления.
Слово страховщикам
В «МАКСе» поделились, что с такой судебной практикой встречались. Пока окончательно вынесенных решений нет, но подобный судебный процесс имеет место в Липецком филиале страховщика.
Заместитель генерального директора СК «МАКС» Виктор Алексеев считает, что это нарушение закона об ОСАГО, а при массовом распространении данной практики это может привести к подорожанию полисов обязательной «автогражданки». Сначала в пределах тарифного коридора, а при массовом распространении данной практики «не исключаем корректировки верхней границы коридора», — заявил Виктор Алексеев.
В «Совкомбанк Страховании» прокомментировали АСН, что у них тоже есть такое решение, где сверх основного долга взыскано больше 500 тыс. р. Страховщик считает, что в дальнейшем следует ожидать увеличения числа таких кейсов.
Как прокомментировал АСН руководитель юридической дирекции «Совкомбанк Страхования» Игорь Дячишин, на страховщика возлагается беспрецедентная обязанность по доказыванию объективной невозможности ремонта любого автомобиля в любом регионе — в ситуации дефицита оригинальных запчастей и нарушения логистических цепочек.
«Полагаем, что подобное решение будет иметь негативные последствия для всей страховой отрасли, скорей всего, приведёт к непредсказуемому росту страховых тарифов, ограничению доступности ОСАГО для потребителей», — считает Игорь Дячишин. Также страховщики видят большую возможность злоупотреблений со стороны автоюристов.
Источник в страховой компании прокомментировал АСН, что, по его мнению, убытки должны взыскиваться по модели позитивного интереса — то есть, если бы страховщик надлежащим образом исполнил обязательство, то тогда бы он оплатил не больше 400 тыс. р. Следовательно, и убытки, возлагаемые на страховщика, не должны превышать эту сумму.
Мнение автоюристов
Автоюрист Эльдар Ванюшин прокомментировал АСН, что планирует в течение ближайших месяцев запустить в работу несколько таких дел. «В Саратовской области пока взыскивают только до лимита в 400 тысяч рублей, а всё остальное возлагают на виновников», — уточнил он АСН.
Директор ООО «Поволжская юридическая компания» Роман Царёв прокомментировал АСН, что, по имеющейся у него информации, дела о взыскании со страховщика сверх лимита сейчас встречаются в Казани.
«Считаю данное решение полностью соответствующим "духу времени". На протяжении многих лет с введения ремонта страховщики склоняли потерпевших к заключению соглашения на невыгодных условиях, а сегодня когда ремонт стал для страховщиков "дорогим", они всячески пытаются от него уклониться», — заявил автоюрист Эльдар Байрамов.
По теме:
Финомбудсмен из-за Пленума ВС начал взыскивать износ, если страховщики ОСАГО незаконно отказали в ремонте
Верховный суд за возрастную дискриминацию авто с «МАКСа» велел взыскать ещё 188 тыс. р.
Верховный суд уберёг страховщиков от безлимитных выплат по ОСАГО
«Негативные последствия для всей страховой отрасли»: суды научились превышать лимиты по ОСАГО
С «АльфаСтрахования» суд взыскал за повреждённую машину 1,1 млн р. (не считая неустоек и штрафов) убытков, что почти в три раза превышает страховую сумму по ОСАГО. Страховщики считают, что массовое распространение такой практики приведёт к подорожанию полисов.
Ситуация одна на миллион, и то еще может быть оспорена в Верховном суде, но «тарифы конечно мы должны обязательно повысить». Дорогие страховщики берите пример с белорусских коллег
Возможно у белорусских коллег значительно меньшее число ДТП?
Возможно там и машин (клиентов) меньше?
практика уже имеет массовый характер
Вот как введем смертную казнь за мошенничество в области страхования, так сразу же и последуем примеру не только Белоруссии, но и Китая! А пока, при таком раскладе, ОСАГО будет по цене КАСКО — вместо 7 тыс. будет 70 тыс. за штуку. Этот «ящик пандоры» открыл не суд, а Финансовый уполномоченный, который игнорируя требования Закона и Договора (фундаментальные принципы гражданского права) возомнил себя судом…
В 10 раз, судя по ответственности и тарифу).
Ждем Белорусских страховщиков в России!
Только за КАСКО возьмешься, а ОСАГО уже нет!
С учётом того, что идёт активное обсуждение создания Единого полиса ОСАГО между РФ и Белоруссией, надо будет приводить в соответствие и лимит ответственности (там он 1 млн.) и тариф (там он дешевле)
и досудебные придумали, и фу придумали, аж 2 линии обороны говоря современными терминами, и всё никак не могут нормально провести экспертизу до суда) да что ж за «инвалиды» такие эксперты «по направлению Страховщика»)
Страховщики и енту проблему решат переложив тяготы и лишения потерпевших на добросовестных страхователей, не переживайте…
«на страховщика возлагается беспрецедентная обязанность по доказыванию объективной невозможности ремонта любого автомобиля в любом регионе — в ситуации дефицита оригинальных запчастей и нарушения логистических цепочек».
Ну вот когда повышение тарифа обосновывали — так там с пеной у рта все страховщики и РСА орали прямо, что это будет ВСЕМ выгодно, что нужно повысить, потому что мы БУДЕМ ремонтировать. А сейчас — по каждому второму направлению на ремонт отказы СТОА (им невыгодно даже с учетом всех привсех скидок).
А виноваты, думаете, кто будет? — Дайте угадаем — ПОТЕРПЕВШие ))))
Один из существенных факторов отказа СТОА от ремонта это то, страховщики до сих пор предлагают им оплату расчитанную по ЕМР с учётом износа!
Неуëмная жадность страховщиков — это главная причина всего бардака в ОСАГО
АСН! Сайт не даёт написать комментарий с компьютера, не проходи проверка, что не робот, крутится уже 5 минут.
Пишу с телефона
Возможно от того, что в вашем комментарии была посторонняя ссылка. Ограничение подобное может срабатывать из-за борьбы со спамом. Если ссылки не было — напишите, передадим в поддержку сайта
Определение 6 КСОЮ 88-27122/2023,
ВСЁ ПОНЯТНО, СОВЕРШЕННО РАСПИСАЛИ, И ДА, СКОРЕЕ ВСЕГО, ВС РЕШИТ ЭТУ ДИЛЕММУ ХОТЬ КАК-ТО.
Да ВС уже неоднократно указывал о взыскании убытков. Удивительно, что мало кто следит за этим. Вологодская область — уже второй год убытки свех лимита взыскиваем.
«Никогда такого не было, и вот опять все повторилось». Страховщиков дрючат в суде, а они место того, чтобы улучшать качество работы, начинают плакать. То автоподставщики их мучают, то «недобросовестые автоюристы»… А суть дела вот чем: " Арушанян А.Г. не заключала со страховщиком соглашения о выплате страхового возмещения в денежной форме, форма страхового возмещения изменена страховщиком самостоятельно и не по основанию, предусмотренному Законом об ОСАГО" Косячить не надо, тогда и суде дрючить не будут.
Абсолютно верно!
Вот он достойный результат того, когда страховая компания не хочет обмануть потребителя и не заплатить как положено!
В «МАКСе» поделились, что с такой судебной практикой встречались.
АО МАКС как всегда врёт!
С них по такой же схеме взыскали 1,3 млн, т.е. ещё больше чем с Альфы, а они типа не в курсе
Может кто нибудь написать номер определения ВСРФ?
Подпишитесь на новостную рассылку ASN Daily
Войдите через свой аккаунт в соц. сетях или почтовых сервисах