Пробелы в законе о финомбудсмене — в части механизма возврата (или невозврата) денег автоюристам — неконституционны, решил Конституционный суд РФ. АСН разбиралось в сути принятого решения.
Автоюристка Б. выкупила у потерпевшего право требования к страховщику. Это обычный бизнес-процесс, когда потребителю передаётся некая сумма, а юристы надеются взыскать со страховщика сумму больше и получить прибыль.
Потом она обратилась к финомбудсмену. И тут самый важный момент — для потребителей обращение к омбудсмену бесплатно, но вот автоюристы (перекупившие долг) обязаны ему перечислять 15 тыс. р. для рассмотрения обращения.
Финуполномоченный рассмотрение дела прекратил, выяснив, что повреждённая машина использовалась в бизнес-целях. Но деньги, полученные за рассмотрение заявления, не вернул. Во взыскании этих денег отказали и суды всех инстанций, т.к. в законе не прописаны условия их возврата. На нет — и суда нет.
Суды также указали, что обращение было принято уполномоченным к рассмотрению, он начал направлять нужные запросы, в т.ч. страховщикам. Поэтому не усмотрели неосновательное обогащение у финуполномоченного.
Б. обратилась в Конституционный суд (КС) РФ, оспаривая конституционность части норм закона о финомбудсмене, касающихся данного вопроса.
Как стало известно АСН, 12 марта КС РФ вынес постановление по этому делу. Указав, что отсутствие в законе прописанного механизма возврата денег — это не повод финомбудсмену оставлять их себе.
Суд отметил, что решением Совета Службы финуполномоченного установлено, если к финомбудсмену обращается цессионарий (чаще всего это именно профессиональные автоюристы, которые выкупают право требования к страховщику у пострадавших), то они платят за рассмотрение заявления 15 тыс. р.
Законность самой платы за рассмотрение заявлений автоюристами Конституционный суд уже рассматривал и признал это обоснованным.
При этом из пункта 6 статьи 16 закона о финуполномоченном непонятно, возвращать ли деньги автоюристам, если прекращено рассмотрение их заявления.
Конституционный суд в опубликованном документе исходит из того, что автоюристы приобретают права требования на свой страх и риск. Но перед тем, как подать заявление финомбудсмену, они должны внимательно изучить документы.
Если из документов явно видна ситуация, что заявление не может быть рассмотрено, то служба и не должна принимать заявление к рассмотрению в принципе, обратил внимание суд. В этом случае, как пояснил Конституционному суду сам финуполномоченный, возврат денег возможен.
Конституционный суд обратил внимание и на ситуации, когда «подводные камни» из полученных автоюристом документов не очевидны. Так, автоюрист, приобретая права требования, мог и не знать, что авто использовалось для предпринимательской деятельности, особенно, если это модель, чаще используемая в личных целях.
И это может стать явным только при рассмотрении заявления финомбудсменом. Если это выяснилось в процессе рассмотрения, то ресурсы Службы финомбудсмена потрачены, значит деньги можно не возвращать. Но только если это прямо предусмотрено в законе, обратил внимание КС РФ.
Отсчёт пошёл
Депутатам Госдумы нужно до 1 марта 2025 г. устранить эти пробелы, указал КС. Неконституционными признаны часть норм закона о финомбудсмене — в той части, в которой не ясен процесс возврата 15 тыс. р. автоюристам при прекращении финуполномоченным рассмотрения обращения.
Конституционный суд указал, что с настоящего момента до 1 марта 2025 г. подобные взносы автоюристам не будут возвращаться. Но если изменения в закон не будут внесены до 1 марта 2025 г., то с этой даты спорные суммы будут в полном объёме возвращаться автоюристам. До момента устранения данных пробелов законодателем.
Если будет принят закон о возврате цессионариям внесённых сумм при прекращении дела, то финуполномоченный должен вернуть Б. 15 тыс. р. Или в том случае, если закон не исправят до 1 марта следующего года.
Автоюристы: Конституционный суд создал новый механизм возврата средств
Как прокомментировал АСН автоюрист Эльдар Ванюшин, данное решение затрагивает очень узкий круг лиц — цессионариев. И конкретный случай, из-за которого возник спор — использование ТС в предпринимательских целях — не является распространённым.
Эльдар Ванюшин считает, что Конституционный суд создал возможность возвращать плату, поскольку в настоящий момент такой механизм отсутствует.
Автоюрист из Тюмени Максим Кравцевич рассказал АСН, что решение объективно и необходимо. «В тех же судах при оставлении иска без рассмотрения возвращают госпошлину, так как судебная процедура не была возбуждена судом», — уточнил Максим Кравцевич.
По его мнению, это решение поднимает другой пласт вопросов — об ответственности финуполномоченного за принятые решения, возможности взыскать с него убытки, если суд принял другое решение, в том числе компенсацию за потраченное время.
На момент публикации в пресс-службе финомбудсмена не ответили на запрос АСН.
По теме:
Финомбудсмен пригрозил автоюристам уголовными делами
Автоюристы могли недоплатить финомбудсмену 150 млн р.
Конституционный суд указал на пробелы в законе о финомбудсмене
До 1 марта 2025 г. депутаты, сенаторы и Путин должны прояснить закон о финомбудсмене — возвращать ли автоюристам 15 тыс. р. при прекращении дела. Если этого сделано не будет, то придётся возвращать деньги в полном объёме.
Перед КС РФ неплохо было бы поднять вопрос о привлечении омбудсмена в соответчики за причиненные убытки, например, при отмене его «решений» судом.
Лучше бы конституционный суд рассмотрел законность заключения договора цессии по договорам страхования. Автоюристы, пользуясь юридической неграмотностью населения, покупают право обращения к страховщику по убытку за копейки, обогащаясь на этом. В то же время страховое возмещение по законодательству не может служить источником обогащения, а лишь компенсирует убытки потерпевшего.
Чем выкуп убытка по цессии за копейки отличается от соглашений страховщиков за те же копейки?
Клиента никто не вынуждает подписывать соглашение — он может поехать на ремонт, а если страховщик не может произвести ремонт, то о он выплатит страховое возмещение и без соглашения.
ДЦ тоже никто не вынуждает подписывать. Не хочешь, не подписывай. Логика та же.
Вы считаете, что дееспособный гражданин, который обладает избирательным правом и решает на выборах судьбу страны и многих других людей, не может осознать суть такого тривиального вопроса как передача права требовать страховое возмещение?
Финансовую грамотность населения нужно повышать,- это факт.
Но если две Стороны договорились, значит их устраивает цена вопроса, — это тоже факт.
Юрист при этом идет на свой предпринимательский риск, и не факт, что достигнет желаемого результата.
В проблеме службы Финомбудсмена необходимо разбираться более глубоко и более тщательно, так как в случае рассмотрения обращений потерпевших, которые являются обязательными, перед подачей иска в суд, Финансовый уполномоченный в 98% случаев находится на стороне Страховщиков и все решения выносятся в их пользу. Для потребителя же, Федеральный закон №123 только усугубляет положение, ограничивая процессуальные сроки исковой давности (вместо трех лет — 30 дней), а также признание заключений Фина Судебными экспертизами, в связи с чем пострадавшим приходится ходатайствовать перед судом о проведении повторной судебной экспертизы и оплачивать расходы на её проведение, стоимость которой порой в разы превышает сумму убытка! Те, кто сталкивается со службой финансового уполномоченного — прекрасно знают как они работают… Название службы уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг — абсолютно не соответствует действительности в работе и выполнении своих прямых функций. Зато с удовольствием получает оплату услуг из денег, заплаченных потребителями и которые могли бы пойти на возмещение убытков, нежели на оплату непонятного органа, полностью несоответствующему своему названию и не выполняющему свои функции по прямому предназначению!
Абсолютно согласен с каждым вашим словом!
Я давно говорю, что эту лишнюю прокладку надо устранить.
Этот проект не просто изжил себя, он вообще изначально был мëртворождëнным с точки зрения интересов потребителя, т.к никогда его не защищал и более того, усугубляет положение потребителя
Финуполномоченный это проект ЦБ РФ, на его деньги создали АНО «СОДФУ» и под контролем ЦБ РФ это контора и работает, собирая миллиарды каждой год (как они сами отчитываются). Как можно было создать такой «МММ», наделить его такими безграничными полномочиями и освободить при этом от всякой ответственности?!
Вот о чём задуматься надо!
Не знаю Конституционному суду или МВД или ещё кому-то, надо обратить внимание на природу возникновения этой структуры, т.к. такого явного нае… лова больше нет не в какой сфере!
ЦБ РФ похоже вообще вне закона.
Создать частную, якобы НЕкоммерческую организацию и потом собирать через неё миллиарды, это супер проект, заслуживающий внимания государства!
В этом бардаке явно надо что-то менять
Подпишитесь на новостную рассылку ASN Daily
Войдите через свой аккаунт в соц. сетях или почтовых сервисах