Об этом АСН сообщил главный финуполномоченный Юрий Воронин.
«Сперва следует обозначить непростой вопрос, связанный с навязыванием дополнительных услуг при кредитовании. При этом навязывание имеет разные формы. Например, отдельные финансовые организации включают в заключаемый по выбранному потребителем тарифу кредитный договор информацию о необходимости заключения договора страхования для получения дисконта по процентной ставке, относящуюся к другим кредитным тарифам. При этом другие кредитные тарифы в ряде случаев имеют название, схожее "до степени смешения" с выбранным потребителем тарифом. В рамках же выбранного потребителем кредитного тарифа заключение договора страхования никак не влияет на размер ставки. Однако потребитель, видя в кредитном договоре какие-то условия про снижение ставки при страховании, искренне полагает, что размер ставки по его кредиту также зависит от наличия договора страхования», — перечислил главный финомбудсмен.
Иная форма навязывания дополнительных услуг связана с продажей банками сомнительных услуг, общая стоимость которых составляет существенную часть суммы полученного кредита. Как правило, соответствующие услуги связаны с совершением «технических» действий, стандартным консультированием и предоставлением информации, потребительская ценность которой очевидно ниже цены, уплачиваемой заёмщиком. Примечательно, что подобного рода услуги «оказываются» в момент заключения договора на их оказание, что сразу же фиксируется в соответствующем акте. В описанной ситуации потребитель не только остаётся зачастую в неведении относительно того, за что именно он заплатил (о чем свидетельствуют тексты обращений потребителей финансовых услуг), но и в конечном итоге лишается предоставленного законом права отказаться от предложенных услуг в течение 30 календарных дней со дня выражения согласия на их оказание и требовать возврата уплаченных денежных средств.
Ещё одним вариантом обхода положений законодательства, предоставляющих заёмщикам право на отказ от дополнительных услуг, является практика, связанная с продажей в составе дополнительных услуг непериодического электронного издания, размещённого на флеш-карте.
Цена договора в этом случае складывается из стоимости доступа к сервису услуг (собственно — услуги) и стоимости товара — непериодического электронного издания, которая кратно превышает стоимость услуги и может составлять более 100 тыс. р.
Следует отметить, что непериодические издания входят в утверждённый Правительством РФ перечень непродовольственных товаров, не подлежащих возврату, обратил внимание финомбудсмен.
Таким образом, при попытке реализовать право на отказ от договора в установленный законом срок, заявитель получает лишь несущественную часть денежных средств, являющихся платой за оказание услуги. Остальные денежные средства являются оплатой товара, а потому возврату не подлежат.
Финуполномоченный отметил, что описанные действия банков направлены на лишение потребителя гарантированного законом права на отказ от допуслуг (работ, товаров), предлагаемых при предоставлении кредита, и возврата уплаченных за них денежных средств, а потому являются примером неприемлемой практики и должны признаваться недопустимыми.
По теме:
Финомбудсмен срывает покровы
Финуполномоченный подсчитал, что банки создают большинство недобросовестных практик
Недобросовестные практики распространены в сфере банковского сектора: именно от банков исходит большинство недобросовестных практик, выявляемых финуполномоченным (85% случаев, информация о которых в 2023 г. направлена Службой финомбудсмена в ЦБ).
16.05.2024
19:29
Добавить комментарий