Агентство НКР подтвердило кредитный рейтинг ООО «АльфаСтрахование-Жизнь» на уровне AAA.ru со стабильным прогнозом.
Хотя экстраординарная поддержка в настоящее время не оказывает влияния на кредитный рейтинг, системная значимость «АльфаСтрахование-Жизнь» может способствовать получению экстраординарной поддержки со стороны государства в случае необходимости.
ООО «АльфаСтрахование-Жизнь» — страховая компания федерального масштаба, один из лидеров российского рынка страхования жизни (life). Каналы продаж, связанные с ключевым для бизнеса компании банком, обеспечивают существенную часть страховой премии.
На протяжении последних лет «АльфаСтрахование-Жизнь» стабильно занимает второе место в сегменте life среди российских компаний. В 2023 г. рыночная доля компании в этом сегменте составила около 20%. По итогам прошлого года кредитное страхование жизни занимало 38% в структуре страховой премии «АльфаСтрахование-Жизнь», инвестиционное страхование жизни — 30%, накопительное страхование жизни — 22%. Компания существенно нарастила продажи в сегменте ДМС с околонулевой базы, в результате её рыночная доля в этом сегменте достигла примерно 6%. За 2023 г. на ДМС приходилось около 9% страховых премий «АльфаСтрахование-Жизнь».
В 2024 г. НКР наблюдает развитие продуктовой линейки компании. По итогам I квартала 2024 г. существенно сократилась доля кредитного страхования жизни (до 7%), одновременно доля ДМС в структуре премий выросла до 22%.
Учитывая преобладание страховых премий с единовременным взносом, фактором стресса для компании может стать волатильность объёма страховых премий вследствие неустойчивой динамики востребованности страховых продуктов из-за нестабильности экономической ситуации. В 2024 г. компания расширит линейку накопительных продуктов. При условии хороших клиентских результатов по краткосрочным полисам у компании могут появится перспективы конвертации краткосрочных контрактов в долгосрочные контракты с ежегодно уплачиваемой страховой премией. Удлинение срока полисов будет положительно влиять на кредитный профиль страховщика.
Эффективность операционной деятельности компании в 2023 г. была умеренно высокой: рентабельность капитала (ROE) составила около 12%. По мнению НКР, в 2024 году ожидается рост этого показателя вследствие прогнозируемого увеличения объёмов бизнеса. НКР не ожидает выплаты дивидендов в ближайшем будущем и предполагает, что полученная компанией прибыль будет полностью капитализирована.
Значительная часть страховой премии поступает через каналы продаж, связанные с ключевым для бизнеса компании банком, которые НКР относит к контролируемым. Стратегия компании предполагает дальнейшее наращивание объёмов продаж через этот канал. Развитие собственных каналов, ориентированных исключительно на страхование жизни, не планируется. «АльфаСтрахование-Жизнь» продолжит позиционирование как «продуктовая фабрика», предлагая индивидуальную продуктовую линейку для банков-партнёров, и, несмотря на отсутствие собственных филиалов, сохранит высокую региональную диверсификацию за счёт использования сети банков-партнёров.
НКР оценивает риски компании, связанные с инвестиционной политикой, как низкие, поскольку активы с высоким уровнем риска, рассчитанные по методологии НКР, составляют незначительную часть её капитала.
В настоящий момент акционерная структура компании находится в стадии трансформации. Ожидается, что в 2024 г. должны быть завершены процедуры, осуществляемые в соответствии с российским законодательством, в результате которых из структуры владения будут исключены иностранные компании с мажоритарной долей владения.
Высокая доля участия собственников, отличных от компаний с большой долей акций в публичном обращении, компенсируется прозрачной историей бизнеса основных бенефициаров и текущим состоянием их активов.
Система управления адекватна целям развития и специфике бизнес-модели компании «АльфаСтрахование-Жизнь». НКР положительно оценивает эту бизнес-модель, которая позволила компании добиться высокой эффективности деятельности и нарастить бизнес в существующих условиях. Однако возможное усиление конкуренции в значимых для компании каналах дистрибуции может затруднить поддержание доходности капитала в среднесрочной перспективе и потребовать адаптации или уточнения стратегии.