Это данные аналитического исследования, проведенного ОНФ в апреле-мае этого года в пяти крупнейших городских агломерациях России (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург и Челябинск).
Доля авто старше 20 лет составляет 8%, что тоже является максимальным значением за все годы проведения исследований. На автомобили старше 15 лет приходится 23% активного автопарка. Количество новых машин (возрастом до 5 лет) заметно уменьшилось. Наиболее резкий скачок среднего возраста эксплуатируемого парка зафиксирован в Челябинске. Если в 2022 г. средний возраст авто, встречающегося на дорогах этого города составлял 9,2 года, то в 2024 г. этот показатель составляет уже 14,6 лет.
Наиболее «молодые» автомобили эксплуатируются в Москве, однако и столичный автопарк «постарел» — на два года, если рассматривать медианный показатель. Это связано с несколькими факторами, в том числе уходом с российского рынка многих автомобильных брендов и резким снижением продаж новых машин. Накопленный за два года дефицит составляет уже почти 2 млн автомобилей и продолжает нарастать.
В том же исследовании отмечается, что количество незастрахованных водителей на российских дорогах составляет 8,7%. Руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петр Шкуматов выделил три причины, которые могут влиять на долю «бесполисников». «В последнее время все чаще автомобилисты вводят в эксплуатацию транспортные средства, которые давно стояли „на приколе“, то есть использовались эпизодически из-за возраста. Владельцы таких автомобилей гораздо реже приобретают ОСАГО. Так, наше исследование наглядно показало, что больше всего нарушителей среди владельцев машин старше 16 лет», — сказал эксперт.
Водители также могут отказываться от оформления «автогражданки» на так называемые «дачные» автомобили, которые используются в основном для загородных поездок. Как заявил Петр Шкуматов, «у таких машин сезонный паттерн использования. На подобные транспортные средства владельцы зачастую не оформляют ОСАГО, так как пользуются ими редко, надеются на „авось“ и не знают про возможность приобретения краткосрочного полиса». Напомним, что с марта этого года россияне могут оформить «короткий» ОСАГО сроком от 1 дня до трех месяцев.
По мнению авторов исследования, есть и третья причина возможного отказа от «автогражданки» — недостаточный контроль, так как на сегодняшний день проверка ОСАГО возможна только инспектором ГИБДД.
«С учетом масштабов дорожного движения и ограниченного числа инспекторов, такой подход оказывается малоэффективным, — отмечает автоэксперт. — В результате, многие нарушители продолжают безнаказанно эксплуатировать свои автомобили без страхового полиса, увеличивая риски для всех участников дорожного движения. Намного результативнее были бы проверки наличия „автогражданки“ с помощью дорожных камер. Тогда добросовестным автомобилистам не приходилось бы терять время, нервы и деньги в судебных тяжбах с виновником ДТП, который пренебрег покупкой ОСАГО».