Страховщики ОСАГО хотят сделать обязательными аукционы по продажам годных остатков авто

Страховое лобби хочет усовершенствовать закон об ОСАГО, закрепив в нём аукцион как единственно возможный метод расчёта стоимости годных остатков машин. Для снятия критики Верховного суда, победителей торгов обяжут выкупать авто.

15:40
24
Введут ли аукционы по умолчанию? Фото: a.d-cd.net.
Как стало известно АСН, Российский союз автостраховщиков (РСА) при участии финомбудсмена рассматривает предложения, как можно определять стоимость годных остатков (ГОТС) по ОСАГО методом сбора предложений. Разрабатываемый метод отчасти аналогичен аукционному методу, применяемому в каско, сообщили АСН в РСА.

Напомним, в Единой методике указано, что стоимость годных остатков должна определяться по данным специализированных торгов (п. 5.4. Единой методики. И это основной способ. Расчётный метод может применяться, если нет возможности провести торги.

Практика определения стоимости ГОТС на аукционах активно применяется сейчас в каско. Однако, сам метод не нашёл поддержки у Верховного суда РФ, который в новом постановлении Пленума о добровольном страховании имущества раскритиковал аукционы, увидев в них возможности для «произвола».

В свою очередь страховщики считают, что это единственно обоснованный способ определения стоимости ГОТС, что в каско, что в ОСАГО. И если будет установлен обязательный выкуп победителем торгов ТС и сам способ будет детально прописан в законе, то это серьёзно облегчит автомобилистам процесс продажи «тотальных» остатков авто по их справедливой цене. А также снимет все претензии Верховного суда.
 
Страховщики хотят увеличить долю аукционов
 
АСН опросило основных участников страхового рынка о том, насколько объективен и удобен способ оценки стоимости ГОТС на аукционах для ОСАГО.

В РСА считают, что для потребителей такой метод будет удобным, если у них будет возможность потом реализовать ГОТС по наилучшему предложению в котировке. Основная задача — чтобы автомобиль был действительно выкуплен по максимально предложенной цене. При этом важно, по мнению РСА, чтобы страховщик нёс ответственность в случае, если автор максимально выгодной цены не выкупил ГОТС.

В РСА считают, что если будут учтены предложения страхового рынка и практика судебных споров с учётом позиции ВС, то метод применения котировок станет более прозрачным и удобным, в том числе для потребителя. Такой подход в перспективе, представляется, возможно применить по аналогии и в каско, уточнили в РСА.
 
Страховщики
 
Все опрошенные АСН страховщики поддерживают введение специализированных торгов для определения стоимости по ГОТС в рамках ОСАГО.

Начальник управления досудебного урегулирования и взаимодействия с финансовым уполномоченным САО «РЕСО-Гарантия» Елена Гринберг прокомментировала АСН, что страховщик обеспокоен тем, что суды и финуполномоченный игнорируют приоритетный метод, чётко сформулированный в Единой методике. Однако «радует, что ведётся работа по попытке укомплектовать "недостатки" этого метода, выявленные судами и СОДФУ в новые формулировки для корректного применения методики», — пояснила спикер.

Директор департамента страховых выплат «АльфаСтрахования» Александр Харагезов прокомментировал АСН, что для потребителя такой метод очень выгоден — он может продать свой разбитый автомобиль за конкретные, а не расчётные деньги, если он этого захочет. Также уйдёт предмет спора по стоимости годных остатков.

В «Ингосстрахе» считают, что этот метод освободит потребителя от всех дополнительных процедур, связанных с поиском покупателя и соблюдением нюансов по оформлению сделки.

При этом страховщик считает, что обязательство по выкупу автомобиля победителем торгов должно быть связано с обязанностью потребителя продать его в заявленной комплектации и состоянии. «На практике довольно часто встречаются ситуации, когда состояние передаваемых  ГОТС существенно отличается в худшую сторону от описания в лоте», — уточнили в «Ингосстрахе».

Также страховщик считает, что правовой подход ВС РФ должен быть единообразным как к проведению торгов по каско (в рамках Гражданского кодекса), так и в рамках торгов по ОСАГО.

Директор департамента выплат «Росгосстраха» Александр Казимов прокомментировал АСН, что обязанность победителя торгов по выкупу лота по максимально предложенной цене уже закреплена в Гражданском кодексе РФ и не требует дальнейшей регламентации. В то же время Александр Казимов считает, что, если будут внесены изменения в закон об ОСАГО в части определения аукциона как единственного возможного метода расчёта стоимости ГОТС, с чёткой регламентацией данного процесса, это изменит отношение Верховного суда РФ к этой практике.
 
Аукционы
 
Генеральный директор ООО «Мигас» Александр Коротков рассказал, что ежемесячно в компании котируется более 3 тысячи лотов. Ранее основной объём составляли лоты каско, но сейчас на площадке соотношение почти выравнилось — 60% каско и 40% ОСАГО.

Внедрение этого метода позволит потребителю избежать стресса из-за самостоятельного поиска покупателя, их недобросовестности, покупки по заниженной стоимости профессиональными перекупщиками, считает Александр Коротков.

Он также обратил внимание, что сейчас в рамках исполнения закона по ОСАГО, страховщик не может организовать торги, т.к. не является собственником имущества. Одновременно с этим, уведомление о начале торгов не менее чем за 30 дней (требование Гражданского кодекса — АСН) не коррелирует со сроками выплат по ОСАГО. Александр Коротков считает, что на это должен обратить внимание ЦБ и внести изменения в нормативные акты.

SD Assistance прокомментировал АСН, что на сегодняшний день компания активно сотрудничает со страховыми компаниями. Доля лотов ОСАГО составляет примерно 66%. Остальная часть — это каско и незначительный объём из средств, не являющихся транспортными.

Потребителям этот метод интересен с точки зрения «завершённости» предоставляемой услуги, считает аукцион. Он имеет возможность без каких-либо затрат получить наиболее выгодные предложения о покупке аварийного автомобиля и комфортные условия его продажи. Недостатков для потребителя у данного метода нет, считает SD Assistance.

Однако, на данный очень часто потерпевшие не знают о возможности реализации ГОТС через аукцион, и, как следствие, покупатели их не выкупают, что приводит к снижению активности их участия в торгах по лотам ОСАГО в целом и к снижению средней стоимости ГОТС, — рассказали АСН в SD Assistance.

По мнению SD Assistance идеальная модель — в случае «тоталя» потребитель получает рыночную стоимость небитого аналога, отчуждая машину в пользу страховщика и не имеет дело с ГОТС. А далее, страховщик по своему усмотрению, распоряжается таким имуществом, в том числе реализуя его посредством аукциона.

В компании Carxbid АСН рассказали, что реализация ГОТС посредством аукциона, имеет неоспоримые преимущества: снижение страхового мошенничества, прозрачность и безопасность сделки, гарантия оперативной реализации по заявленной стоимости в срок действия протокола торгов (обязывающего предложения), отсутствие проблем при снятии с учёта в ГИБДД, экономия на размещении объявлений, хранение и перемещении ГОТС.

«При правильном построении процесса по оценке и реализации ГОТС со стороны страховой компании и взаимодействии со страхователем недостатков у такой системы нет», — считают в Carxbid. Это позволит помочь добросовестным страхователям и одновременно осложнит работу страховым мошенникам, что снизит убытки страховым компаниям и тем самым уменьшит стоимость полиса ОСАГО.

По теме:
Пленум Верховного суда раскритиковал определение стоимости годных остатков по каско на аукционе
Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
24 комментария
24 комментария
  • Автоюрпомощь
    15:59

    Б/у запчасти.
    Ремонт по осаго 45 дней.
    Расчет готс на торгах.
    Дальше что?
    Невозможность обращения в СК закрепят в законе с указанием на возможность обратится непосредственно к причинителю вреда?
    С учетом текущей средней стоимости авто может уже пора пересмотреть лимиты?

    • Sibinsur
      20:26

      Есть маргинальные регионы типа Новосибирска или Владивостока с большим количеством праворульных автомобилей с осень высокой стоимостью запасных частей по ЕМ. Жулье использует такие автомобили в качестве потерпевшего. 2-3 поврежденные детали без учета износа выводят автомобиль в тоталь, так как средний ценник этого праворульного хлама 500-700 тыс.
      Умудряются в срок действия одного полиса получить до 20 раз выплату по тоталю.
      Оценка ГОТС с помощью торгов реально снизит доходность такого преступного бизнеса.
      В вышесказанных регионах страховщики до 30% выплат (в денежном выражении) осуществляют мошенникам.

  • черныйавтовыплатник
    17:04

    ну давайте загадку. страховая сумма 1млн, страховая стоимость 2млн, годные остатки 1,5млн. кто кому и сколько должен.

    • Sibinsur
      20:28

      Речь про ОСАГО.

    • Убытчик со стажем
      08:25

      0, и такие случаи уже были когда люди страховали авто по каско в 21 году на 1 млн, а попали в дтп(тоталь) в 22 году когда цены скакнули на 1 млн плюсом к стоимости авто, к выплате оставалось 0… так как годники превышали стоимость застрахованного ТС. А клиент не хотел отдавать авто в СК. расчет был такой страховая сумма минус годники 1млн -1,5 :) Многие страховые компании предложили клиентам в 22 году повысить страховые суммы по каско доплатой премии, кто доплатил в итоге обезопасил себя, ну а кто нет тот либо остался с 0, либо получил страховую сумму отдав годники в СК.

      • черныйавтовыплатник
        08:59

        мнение страховщиков мы уже знаем, в т.ч. из посыла темы. но не так всё просто, как кажется с этими аукционами, даже не говоря о махинациях с самимими аукционами. думаю не один юрист накидает решения судов где далеко не «0» присуждено клиенту.

    • Александр Устюгов
      14:45

      Есть решения где суд признали ничтожной формулировку определения размера выплаты в зависимости от страховой суммы(если она не равна страховой стоимости) так как это не отражает размер реально причиненного ущерба.

      Но в ситуации когда страховая стоимость по договору равна страховой сумме — сложнее, были такие ситуации но до суда не дошло, везде были выплаты по претензии.

      • черныйавтовыплатник
        15:24

        к вас может страховая сумма быть равной страховой стоимости по договору, но в момент аукциона стоимость может быть иной, соответственно предложения цен (поведение покупанов) формируется исходя из стоимости на момент торгов, а не страховых сумм и стоимостей. положим авто на момент торгов стоит 2млн. при выкупе соответственно человек должен (по ГК имущество/деньги не пропадают и не появляются просто так) получить 2млн. От кого он их получит, не должно волновать, 1млн. пусть в результате манипуляций сумм/стоимостей страховщиков от страховщика, но оставшийся мульт ложится на покупана, вне рамок торгов. примерно так, т.е. в аукционне нужно прописывать это условие, тогда и споров особо по годникам не будет, кроме частных случаев.

    • PUU_18
      17:33

      Если страхователь определил стоимость страховой суммы имущества в 1 лимон енто его выбор, так как он мог его приобрести и за 1 рубль? Поентому страховая выплачивает и приобретает лом за 1,5 ляма. Выгодная сделка!

  • Егорчег
    18:39

    Че-то не вяжется. Только на днях пленум прикрыл лавочку аукционов по Каско как несостоятельный способ оценки ГОТС

  • dane78
    08:52

    Сверхразумы. Аккурат после того как ВС заруинил аукционы по КАСКО)) Ну и конечно же омбудсмен на передовой, вместе с РСА защищает интересы потребителей)

  • Generic
    10:48

    Идея хорошая, но только при обязательстве выкупа готс победителем аукциона по предложенной им цене.

  • АНО ХЛСиНЭ
    15:42

    Вот о чем спор, стоимость тотала давно определена государством, это утилизационный сбор!

  • SeVeN
    23:03

    Вся «битва» вокруг ГОТС связана с возможностью получения прибыли при покупке ГО, их ремонта б/у и неоригинальными деталями, и дальнейшей продаже на рынке кое-как восстановленного ТС как «не бита, не крашена». Лох найдётся.
    Пусть сделают обязанность утилизировать «погибшее» ТС при получении страхового возмещения в размере рыночной стоимости + стоимость утилизации.
    И сразу никому не будет дела до ГОТС, если VIN или Frame будет заблокирован для регистрационных действий. Так и ГИБДД действительно повлияет за безопасность ТС.

    • dane78
      19:05

      Экономический тотал не равно гибель ТС как движимого объекта.

      • SeVeN
        21:16

        Смотря о чём речь.
        В КАСКО при стоимости ремонта 70-75% от действительной стоимости уже «ТОТАЛ», но принцип экономической целесообразности ремонта ещё существует.
        При ОСАГО (о котором речь в статье) конструктивная гибель наступает когда стоимость ремонта равна, или превышает рыночную стоимость ТС, то есть по экономической целесообразности ремонта нет, проще купить идентичное ТС без повреждений, или ремонтировать с нарушением «технологии производителя» ухудшая качество ТС (не восстанавливать систему безопасности, использовать дешёвые запчасти (б/у и н/о) и т.д.).

        • dane78
          09:23

          На некоторых древних моделях диск, фара или бампер могут стоить дороже, чем весь автомобиль в сборе. О каких в данном случае нарушениях технологии производителя идет речь? Поменял диск и поехали. А тут из-за этого предлагают такие автомобили снимать с учета и утилизировать.

  • SeVeN
    23:14

    По логике на аукционе стоимость ГОТС ВСЕГДА занижена на сумму интереса «победителя аукциона», который собирается купить ГОТС, восстановить ТС с минимальными вложениями, и продать С ПРИБЫЛЬЮ. И как минимум с 5-ю нулями, иначе не интересно. Работа ради работы.
    А на аукционах от СК ГОТС, даже при убогом осмотре, на 150 тыс. меньше рынка. Поэтому к аукционам есть вопросы. Это источник хлама на дорогах.

  • Alex 1981
    15:54

    Дорогие читатели) Хотелось бы напомнить что ОСАГО не возмещает реальный ущерб, Постановление Конституционного суда 6-П тому подтверждение, соответственно, про какую полную гибель идет речь, если в ОСАГО это просто одна из форм расчета страхового возмещения ( конструктивной гибели нету), получается что страховщик платит (фонарь) по единой методике ЦБ РФ, но при этом говорит что Ваши годные остатки готов купить какой-нибудь Вася с Альметьевска, при нахождении авто в Кемерово, кому нужна судебная практика что оценка годников путем аукциона фуфло- с радостью дам. НЕ дайте себя обмануть, всем добра))

  • Alex 1981
    04:44

    И еще, обратите внимание, как написано в 755-П Методике ЦБ России, там больше нет слова аукцион, там указано про специализированные торги, другими словами, можно создать группу в Ватс АПе, назвать ее «Площадка по выкупу тотальных авто» и оценивать всем подъездом годные остатки))кто во что горазд. Получается, что в этом случае размер страхового возмещения будет зависеть от чьей-то покупательской способности и ликвидности авто

Оставить комментарий

Подпишитесь на новостную рассылку ASN Daily

Самые интересные материалы сайта на ваш электронный адрес
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля