Ростехнадзор обнаружил 400 гидротехнических сооружений высокой опасности

По новому закону собственникам ГТС придется провести обследование плотин. Такие услуги стоят около 400 тыс. р.

09:00

С 1 сентября 2024 г. в России начал действовать рискориентированный метод оценки безопасности гидротехнических сооружений (ГТС). Бизнес избавили от обязанности разрабатывать индивидуальные планы эксплуатации таких сооружений, следует из поступившего в редакцию ответа Ростехнадзора. Вместо этого ввели единые федеральные нормы, а собственникам опасных объектов вменили в обязанность утверждать план их техобслуживания, пишет «Парламентская газета».

В России, по данным Ростехнадзора, функционируют больше двадцати тысяч ГТС, повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций. Большинство, почти 19 тысяч, относятся к ГТС водохозяйственного назначения, 792 используют промышленные предприятия, 418 — объекты энергетики. Больше четырехсот ГТС имеют высокий и чрезвычайно высокий классы опасности, почти восемь тысяч отнесены к среднему классу опасности, остальные — к низкому.

Прорывы плотин и дамб происходят регулярно. В начале августа 2024 г. в Бурятии произошел прорыв дамбы на Хонхолойском водохранилище и подтопление федеральной дороги «Байкал», повреждены три моста. В Карелии 29 июля размыло временную плотину с мостом на шлюзе Беломорско-Балтийского канала, несколько человек погибли. В результате разрушения гидроагрегата на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 году произошла катастрофа, жертвами которой стали 75 человек. В октябре 2019 года 15 человек погибли после обрушения дамбы на реке Сейбе в Красноярском крае. В том же году больше десяти тысяч жилых домов подтопило в иркутском Тулуне из-за прорыва дамбы на реке Ия, погибли 26 человек.

Причины трагедий разные. В Иркутской области к наводнению привели затяжные ливневые дожди и неправильная вырубка лесов. Власти Красноярского края уже прямо сообщали о «немыслимых нарушениях» при создании дамбы, она не была зарегистрирована. Под следствие попали трое человек. 

В 2021 г. в рамках так называемой регуляторной гильотины, то есть снижения нагрузки на бизнес, кабмин внес в Госдуму законопроект, призванный исключить «избыточные требования при проектировании, строительстве и эксплуатации гидротехнических сооружений». Документ приняли в прошлом году, он вступил в силу 1 сентября 2024 г.

Собственнику ГТС больше не нужно получать разрешение на его эксплуатацию — использовать плотину можно при наличии утвержденной декларации безопасности. Кроме того, из обязанностей владельца исключили разработку и согласование с Ростехнадзором правил эксплуатации ГТС, взамен которых ввели новый документ — федеральные нормы и правила. Этот документ установил обязательные требования к обеспечению безопасности ГТС различного назначения, сообщили нашему изданию в ведомстве.

Владельцы сооружений обязаны ежегодно утверждать план техобслуживания и текущего ремонта оборудования, обеспечивать объект средствами измерения, связи, освещения и сигнализацией, формировать график тренировок сотрудников, немедленно устранять возникающие повреждения.

Ликвидировать старую плотину можно только в соответствии с ее проектом и декларацией безопасности, следует из нового закона. Если владелец сооружения неизвестен, ведомство разработает план мероприятий по безопасности на пять лет. Следить за безопасностью будут аттестованные Ростехнадзором эксперты, которые должны сдать квалификационный экзамен.

Административную нагрузку на бизнес снизили, при этом удалось не потерять самого главного — безопасность, считает первый зампред Комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный. Измененная классификация ГТС, по его словам, позволит более эффективно реализовать рискориентированный подход к осуществлению госнадзора, обеспечив учет технического состояния ГТС. А главное — реальной текущей ситуации, а не условий, существовавших в период проектирования, например, появления застройки в пойменной части ниже гидроузла.

По новому закону собственникам ГТС придется провести обследование плотин. Такие услуги стоят около 400 тыс. р.

В России — больше трех тысяч бесхозных ГТС, говорил при рассмотрении законопроекта в Госдуме в 2021 г. замруководителя Ростехнадзора Александр Демин. За их безопасностью ведомство следит совместно с властями регионов. Как правило, эти объекты созданы самовольно, с нарушением всех существующих требований, отметил Демин.

Каждый год сотни ГТС выводят из тени: либо ставят их на баланс, оформляя необходимые документы, либо сносят по всем правилам. Но находят и новые бесхозные объекты, в том же 2021 г. их выявили около пятисот.

Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
Добавить комментарий
Оставить комментарий

Подпишитесь на новостную рассылку ASN Daily

Самые интересные материалы сайта на ваш электронный адрес
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля