Такие недобросовестные практики могут увеличить расходы, ввести заемщика в заблуждение относительно условий заключаемых договоров, а также стать причиной несоблюдения его прав, предусмотренных законом, отмечает регулятор.
По закону потребитель может отказаться от приобретенных вместе с кредитом дополнительных платных услуг (товаров, работ) в течение 30 дней после того, как он согласился на их приобретение (подписал заявление), и потребовать вернуть уплаченные за них деньги. Кредитор обязан уведомить заемщика о таком праве не позднее следующего дня, следующего за днем заключения договора потребительского кредита.
Чтобы минимизировать риски приобретения ненужных дополнительных платных услуг при автокредитовании, потребителю следует знать о гарантиях, предусмотренных федеральным законом № 353-ФЗ, и руководствоваться следующим:
- необходимо ознакомиться с заявлением о выдаче кредита / о дополнительных услугах и самостоятельно проставить отметки о согласии на приобретение только нужных услуг;
- если заемщик согласен на страхование при оформлении автокредита (например, каско, страхование жизни и здоровья и другое), он не обязан соглашаться на услуги страховщика, предложенного банком. Потребитель может оформить страхование рисков, соответствующих условиям сделки, в любой компании, которая отвечает критериям банка;
- в случае воспрепятствования праву на отказ от дополнительных услуг и возврат денежных средств потребитель вправе обратиться с жалобой в Банк России, Роспотребнадзор, а также в Службу финансового уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг или суд с соблюдением обязательного досудебного порядка.
Среди недобросовестных практик ЦБ отмечает случаи продажи дополнительных платных услуг, процесс реализации которых направлен на обход установленного законом права потребителей на отказ от них в течение 30 дней и возврат денежных средств:
- через заключение договоров, не предполагающих возврата денежных средств, если заемщик отказывается от услуги;
- через составление договоров таким образом, что услуги или наиболее дорогостоящая их часть считались оказанными с момента их оформления, что исключает возможность вернуть деньги.
Кроме того, к числу таких практик Банк России относит невключение дополнительных услуг в заявление о выдаче кредита (заявление о дополнительных услугах), предоставление скидки под условием покупки транспортного средства в кредит или приобретении дополнительных платных услуг, недобросовестные консультации потребителей или предложение потребителям услуг с завышенной стоимостью по сравнению с сопоставимыми услугами. Например, в материалах ЦБ указано, что консультационные услуги о видах страхования, страховых программах, порядке урегулирования споров и так далее предлагались в рамках автокредита по цене в 320 тыс. р.