В письме РСА подчеркивается: санкции привели к уходу с российского рынка многих автопроизводителей, нарушению логистических цепочек и удлинению срока поставок запчастей в два-три раза. Возник дефицит многих новых импортных деталей, и их стоимость увеличилась. Рестрикции затронули более 60 млн легковых машин физлиц.
С учетом увеличившихся сроков доставки комплектующих станции техобслуживания отказываются брать заведомо невыполнимые обязательства по ремонту в 30 дней. Поэтому восстановление авто по ОСАГО становится практически невозможным, отмечается в материалах к письму. Доля ремонта по обязательной автогражданке упала ниже 5%, в остальных случаях клиенты получают возмещение деньгами. Как правило, для них это проблематично.
Для решения проблемы в РСА предложили разрешить использовать б/у запчасти в определенных случаях без согласия клиента и наделить правительство правом устанавливать требования к таким комплектующим. За рубежом предлагаемая практика активно используется, отмечается в письме.
Сейчас в России закон позволяет это делать только по одобрению автовладельца — на рынке уже есть такие предложения от страховщиков.
Ранее в Минфине и ЦБ сообщали, что такую возможность можно рассмотреть, если будут приняты отраслевые гарантии безопасности. На заседании экспертного совета по защите прав потребителей финуслуг РСА поручили проработать вопрос о технических требованиях к таким деталям. С Минтрансом согласовано привлечь к подготовке предложений НИИ автомобильного транспорта (НИИАТ). Там провели исследование — его результаты прилагаются к письму Союза автостраховщиков.
В НИИАТ предложили разрешить использовать б/у запчасти без согласия клиента при соблюдении требований к их качеству и безопасности. Нововведение позволит уменьшить число станций техобслуживания, которые отказывают в ремонте по ОСАГО. При этом цена восстановления авто снизится на 10–15%, а срок — до 90%, говорится в документе.
В институте предложили установить номенклатуру запчастей, которые допускается использовать повторно. При этом там рекомендовали ввести ряд ограничений:
- разрешить использовать б/у запчасти для ремонта авто только старше шести лет;
- запретить использовать такие детали для ряда категорий машин, среди них городской наземный электрический транспорт, гоночные и учебные авто, ТС спецслужб, пожарной охраны, скорой помощи и техника для перевозки опасных грузов;
- запретить повторно использовать целый ряд комплектующих — подушки и ремни безопасности, электронные блоки управления, устройства блокировки рулевого управления, воздействующие на рулевую колодку, глушители, оборудование для питания двигателя газообразным топливом и другие.
При поступлении в Минпромторг конкретных предложений РСА, они будут рассмотрены, сообщили «Известиям» в ведомстве. Там добавили: министерство также разработало проект изменений, который затрагивает правила восстановления автозапчастей для их последующего использования. Он вводит перечень компонентов, которые нельзя использовать повторно. Среди них — подушки и ремни безопасности, блоки электронного управления, датчики, устройства блокировки рулевого управления.
Позиция Банка России по этой инициативе будет сформулирована после оценки возможных рисков и преимуществ ее реализации, сообщили «Известиям» в пресс-службе ЦБ. Там добавили: для решения вопроса об использовании б/у запчастей нужна система контроля и методика оценки качества таких деталей. Безопасность на дороге — это безусловный приоритет, подчеркнули в регуляторе. Из-за ремонтов, проведенных с использованием б/у деталей, не должно случаться новых аварий.
Для Минфина важно не допустить снижения качества страховых услуг, а также проведения неполноценного или опасного ремонта транспортных средств с применением деталей неудовлетворительного качества, заявили в пресс-службе ведомства. «Известия» также направили запрос в Минтранс.
Результаты исследований НИИАТ подтверждают возможность повторного использования компонентов, соответствующих требованиям безопасности, сообщил глава РСА Евгений Уфимцев. По его словам, такие детали не должны иметь повреждений, их форма и товарный вид тоже не могут быть нарушены.
«Насколько нам известно, правительственные поручения по реализации таких изменений уже направлены в целый ряд министерств. Мы уже начали работу по подготовке и обсуждению с профильными ведомствами этих инициатив», — добавил Евгений Уфимцев.
Он подчеркнул: нововведение поможет клиентам не тратить время на длительное ожидание новых запасных частей и получить услугу по ремонту «здесь и сейчас». Это позволит также увеличить долю ремонта по ОСАГО с нынешних 5%.
Сейчас страховщики вынуждены в основном выплачивать компенсацию деньгами, однако в этой сумме учитывается износ (если машина не новая, то человек получит меньше), пояснил директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Алексей Бредихин. По его словам, этих средств зачастую не хватает на покупку запчастей и ремонт. Поэтому использование б/у деталей будет соответствовать и интересам компаний, и клиентов, считает эксперт.
Сейчас происходит стремительное старение автопарка, а также растет средняя выплата по ОСАГО, следует из данных Национальной страховой информационной системы. Так, по машинам до трех лет за 11 месяцев 2024-го она составила 92 тыс. рублей. Причем за год она увеличилась почти вчетверо.
В 2017 году Конституционный суд РФ указал в Постановлении 6-П о необходимости ремонтировать новыми запасными частями! Сам закон содержит указание на необходимость приведения ТС в состояние, предшествующее ДТП. А теперь вопрос: насколько ,, лабирование,, таких законов возможно, чтобы пренебречь всеми нормами права, безопасностью и правами пострадавших??? Почему все молчат, что запасные части есть на все автомобили, только цена на эти запчасти со справочниками РСА разнится в 10-ки раз!!! Так основная причина — не отсутствие запчастей, в нежелание платить по реальным ценам! Ведь СТО от страховщика получают за ремонт исключительно по справочникам — ремонт в пределах полученной суммы и осуществляется. При этом повышение стоимости ОСАГО уже сделало его недоступным большой категории граждан. Стремление получать сверхприбыли — вышли на новый уровень!!!
По словам главы РСА Евгения Уфимцева: «Такие детали не должны иметь повреждений, их форма и товарный вид тоже не могут быть нарушены».
Где же такие б/у найти чтобы без повреждения товарного вида?
Хватит уже в попу дуть этим жадным страховщикам, итак уже разбаловали их до нельзя!
Пусть платят деньги или делают качественный ремонт в короткие сроки. Хватит уже издеваться над гражданами, собирают деньги, пусть несут ответственность!
Подпишитесь на новостную рассылку ASN Daily