Как стало известно АСН, начался конфликт с того, что РСА при создании своих справочников марок и моделей авто использовал базу компании «Трансдекра» — на официальных основаниях, через договор (сейчас эта же база перешла в «НСИС»).
РСА и страховые компании работали с этим справочником для корректного оформления полисов. Страховые компании, в свою очередь, передали данные своим партнёрам — агентам и агрегаторам — через API для автоматизации оформления полисов.
«Трансдекра» некоторое время назад заявила, что страховые агенты и агрегаторы неправомерно используют её базу.
Оказалось, что компания сделал хитрый финт — включила в базу несуществующие модели авто, чтобы использовать это как доказательства в судах, сообщил нам источник.
Под угрозой удара и страховщики. Прецедент уже создан
«Трансдекра» ныне атакует небольших игроков — посредников и агрегаторов. Но есть и прецедент — с одного посредника взыскали 5 млн р., но эту сумму в порядке регресса сам страховой посредник взыскал с «Росгосстраха» уже в двух инстанциях.
Во всей этой истории интересно, что у разработчика нет претензий к «Росгосстраху». Иск дошёл до страховщика, только когда посредник, заплатив деньги «Трансдекре», сам пошёл с иском к РГС.
Суд посчитал, что «Росгосстрах» не проинформировал платформу для страховых агентов «Нэтворкс» об использовании базы данных третьего лица и не запросил у владельца продукта — «Трансдекры» — права на использование его объекта.
В «Росгосстрахе» сообщили АСН, на сайте «Нэтворкса» размещались материалы и формы, непосредственно связанные с деятельностью страховщика, для интеграции пользовательских данных в базу данных. Сейчас РГС пытается отбиться от иска «Нэтворкса» в кассации.
Иски до 300 миллионов могут дойти до страховщиков?
Источник на страховом рынке рассказал АСН судебный механизм: «Трансдекра» подаёт иски преимущественно к агрегаторам и агентам, обвиняя их в незаконном использовании её базы данных. «В качестве доказательства компания использует так называемые маркеры — искусственно добавленные несуществующие модели автомобилей, например, BYD C10, Chery Arrizo 6 (до 2018 года её не было), Citroen C7, Dodge Grand Voyager, Peugeot 507 и другие. С помощью этих маркеров "Трансдекра" фиксирует использование своих данных и подаёт иски на суммы от 5,5 до 10 миллионов рублей, предлагая урегулировать споры мировым соглашением за 2-2,5 миллиона рублей», — отметил источник.
По словам собеседника, в действиях «Трансдекры» есть несколько странных вещей. Во-первых, данные по маркам и моделям являются общедоступными, они размещены на сайтах страховых компаний и не могут защищаться патентом. Во-вторых, она не подаёт иски напрямую к страховщикам, что могло бы искоренить саму причину проблемы (передачу страховщиками этих баз посредникам). В-третьих, она могла бы дать страховщикам оплатить право передачи этих баз, но предпочитает «задним числом» судиться с мелкими игроками, считает собеседник АСН. В четвёртых, «Трансдекра» продаёт лицензии гораздо дешевле (в районе 700 тыс. р.), а иски подаются в 3-4 раза «дороже».
Сейчас «Трансдекра» инициировала шесть исков, но, по данным источника, «Трансдекра» заверила уже около 50-ти сайтов других посредников, где обнаружила свои «фейковые» модели. «Потенциальные претензии могут достигать 250-300 миллионов рублей, что ставит под угрозу большое количество посредников. «По сути, "Трансдекра" пользуется своим положением на рынке, чтобы собирать деньги с рынка. Страховщикам стоит системнее защищать своих партнёров, иначе им самим придётся столкнуться с исками посредников», — указал визави АСН.
«Трансдекра»: фиксируем прирост нарушений с 2020 г.
В «Трансдекре» раскрыли АСН свою позицию. IT-база является их уникальным продуктом, актуализацией которого они занимаются с 2008 года.
Продукт продаётся по лицензии, купить её можно напрямую у «Трансдекры».
Но разработчик неоднократно сталкивался с нарушением прав на базу данных, в большинстве случаев — по незнанию законов об охране баз данных.
С 2020 г. количество зафиксированных нарушений значительно выросло. Основная масса нарушителей — компании, созданные в 2019-2020 гг. и прошедшие через кластер Сколково.
Большинство случаев урегулированы в досудебном порядке, но есть и судебные процессы, подытожили в «Трансдекре».
По теме:
«Ингосстрах» подал иск на 6,4 млрд р. к владельцу сгоревшего в 2022 г. подмосковного склада Ozon
Разработчик IT-базы по ОСАГО пошёл в атаку на страховых агентов и агрегаторов
Причиной серии исков стала IT-база по справочникам марок и моделей авто. Разработчик продукта — «Трансдекра» — заявляет, что её базы неправомерно передавались посредникам. Конфликт «рикошетом» успел попасть и в «Росгосстрах».
АПСА месяц назад обратилась к РСА с письмом на данную проблему. Основная масса материала указана в обращении.
Очередной популизм
Здесь нет популизма…
Подпишитесь на новостную рассылку ASN Daily