Регулятор подсчитал, что в основном по ОСАГО застрахована ответственность физических лиц, владельцев легковых автомобилей. Доля их полисов составляет 84,8%.
Число полисов на легковушки физлиц с 2018 по 2023 гг. было почти одинаковым: 34-35 млн. Более-менее ровно ситуация также обстояла с тракторами (750 тыс. — 918 тыс. полисов).
Количество страховок на мотоциклы росло, начиная с 2018 г., и достигло пика в 669 тыс. в 2021 г., а потом пошло на спад. Итог 2023 г.: 413,5 тыс. (уровень 2020 г.).
Со 146 тыс. в 2018-м до 72 тыс. рухнуло число страховок на автобусы вместимостью до 16 пассажиров.
Зато неуклонно росла автогражданка в сегменте легковых такси: от 77 тыс. полисов в 2018-м до 224 тыс. — в 2023-м. При этом относительная частота убытков здесь была в разы больше, чем в любом другом сегменте: 675,13 против 177,59, например, у грузовиков тяжелее 16 тонн или 93,43 — у легковушек физлиц. Частота убытков — это отношение количества осуществленных страховых выплат по договорам, заключенным с 1 января 2018 г. по 31 марта 2024 г., к количеству этих договоров. Регулятор отмечает, что в 2022-2023 гг. таксисты попадали в аварии в 6,7 раза чаще, чем водители всех остальных легковых машин.
«В 2023 г. изменение частоты убытков по сравнению с 2022 г. в разных сегментах было разноплановым (в основном, снижение): аварийность по обычным легковым машинам граждан уменьшилась на 4,6%, среди молодых и неопытных водителей отмечен, в основном, рост на 2-6%, по легковым такси произошло снижение на 11,2%, а в сегменте автомобилей мощностью от 100 л.с. сокращение составило 4%», — подсчитали в ЦБ РФ.
Типичный водитель по подсчетам регулятора — это опытный человек среднего и старшего возраста. Доля водителей возрастом более 35 лет со стажем вождения более 10 лет составляет 59%.
«Молодые водители становились виновниками аварии значительно чаще, чем взрослые, — говорится в аналитике. — Водители возрастом до 25 лет попадали в аварии в 2,1 раза чаще, чем в среднем по рынку, возрастом 25-40 лет — на 2% реже, чем в среднем по рынку, а возрастом свыше 40 лет — на 33% реже, чем в среднем по рынку. По полисам мультидрайв аварийность на 92,9% выше, чем по договорам, где количество водителей ограничено».
При этом, подсчитали в ЦБ РФ, доля таких полисов с годами постоянно сокращается: в 2018 г. их было 16,6%, в 2023 г. — уже 12,4%.
«В основном граждане водят безаварийно или с очень маленьким числом аварий», — отмечает регулятор. Доля высокоаварийных водителей (в том числе, тех, что стали виновниками трех и более аварий в последние несколько лет) составила около 0,6%.
Важный вопрос на рынке ОСАГО — изменение цены. Вплоть до начала 2022 г. средняя премия за месяц по легковушкам физлиц «топталась» у отметки 6 тыс. р. (минимум в 5199 р. был зафиксирован в апреле 2019 г.), а потом поползла вверх, достигнув пика 7394 р. в январе 2023 г.