Обязательная оценка банками состояния страховщика залогового имущества отменена поправками к положению № 254-П Центрального банка РФ. В то же время банкам дано право учитывать наличие или отсутствие страховки залога при оценке качества обеспечения ссуды. Соответствующие изменения на днях зарегистрировал Минюст.
До этого подпункт 6.3.1 положения № 254-П, описывающего порядок формирования резервов на потери по ссудам, разрешал банку уменьшать размер резерва при наличии «качественного» обеспечения ссуды. Залог недвижимости, сырья, материалов, продукции и товаров считался «качественным» обеспечением, если залоговое имущество страховала компания с «хорошим» финансовым положением.
Оценивать финансовое положение страховщика должен был банк. Оно считалось «хорошим», если анализ деятельности компании свидетельствовал о:
- стабильности производства;
- положительной величине чистых активов;
- рентабельности и платежеспособности;
- отсутствии негативных факторов, способных повлиять на финансовую устойчивость в перспективе.
Кроме того, у страховщика должны были отсутствовать долги перед бюджетом и перед работниками (по зарплате), а также ряд других негативных признаков.
Как уже сообщало АСН, такой порядок вызывал претензии ФАС. По словам руководителя управления ФАС по контролю и надзору на рынке финансовых услуг Юлии Бондаревой, участники заседания Экспертного совета ФАС признали, что «эксклюзивность» отношений банков и определенных страховщиков в сфере страхования залогов связана именно с подпунктом 6.3.1 положения № 254-П. Ссылаясь на жалобы страховщиков, антимонопольный орган указал Центробанку на «непрозрачность» критериев, которые банки устанавливают при выборе страховых компаний. С другой стороны, в ФАС обращались граждане, жаловавшиеся на требования банков страховать залоговое имущество только в «уполномоченной» компании.
Некоторое время назад представители ЦБ пообещали исключить из положения № 254-П требования к финансовому положению страховой компании.
«Нам было известно, что в ЦБ ведется эта работа, – заявила АСН Юлия Бондарева. – Хорошо, что она благополучно завершена».