Доверие на страховом рынке разрушают "автоюристы"
– Надо понимать, что проблемы в ОСАГО появились тогда, когда сложился неравновесный тариф и все, что мы имеем сейчас, в том числе и засилье автоюристов – последствия кризиса ОСАГО 2013–2014 годов.
За последнее время было сделано много шагов по усовершенствованию системы и некоторые из них еще предстоит внедрить, тогда и положение получится выправить.
Безусловно, необходимо работать над повышением уровня доверия в этой сфере, но в значительной степени этому будет содействовать удаление из нее цепочки недобросовестных посредников, которые зачастую просто не дают возможности компании взаимодействовать напрямую с автовладельцем при урегулировании убытка.
Мы много раз говорили о том, что в самых проблемных регионах происходят перестрелки между автоюристами на пороге страховых компаний, эти группы выезжают на место ДТП и там же сразу выкупают дела. Идет ли это на пользу повышения уровня доверия – нет.
Не надо заблуждаться, автоюристы, это никакие не робин гуды, чаще всего это организованные группировки, которые за прошлый год спровоцировали судебные издержки в системе ОСАГО на уровне 18 млрд р., из которых примерно половину положили себе в карман в виде чистого дохода. Первый квартал этого года показывает, что ситуация усугубилась – эти расходы удвоились. Чтобы иметь возможность повышать доверие, надо иметь шанс дотянуться до автомобилиста, напрямую с ним взаимодействовать.
И для этого РСА подготовил целый блок предложений по совершенствованию законодательства. Помимо трех широко обсуждаемых поправок, которые поставят заслон автоюристам (предоставление ТС на осмотр, приоритет натуральной формы выплаты, увеличение срока рассмотрения дел), есть еще несколько важных моментов, которые бы помогли освободить систему ОСАГО от лишних посредников.
Среди них следующие пункты:
• уступка права на комп. выплату (цессия) не допускается, переход прав возможен только в порядке наследования;
• доверенность потерпевшего должна быть нотариально удостоверенной;
• дела по ОСАГО не рассматриваются в порядке упрощенного производства;
• необходимо установить предельный срок осуществления комп. выплаты и подачи иска;
• уточнение порядка расчета максимального размера страховой премии;
• уточнение перечня оснований для регрессного требования.