«Покрыть убытки застройщиков за счет средств дольщиков не получится»
– Как сегодня складывается ситуация в страховании ответственности участников долевого строительства?
– Закон о необходимости защиты дольщиков вступил в силу в 2005 году. Множество компаний залицензировали правила и аккредитовались, но активно на этом поле работа началась в 2015 году, когда ЦБ установил жесткие правила и для страховщиков и для застройщиков. Эти правила касались собственных средств, наличия перестраховочной защиты и ряда других факторов, которым должны были соответствовать участники процесса. Сегодня в этом сегменте работают 15 страховых компаний и одно общество взаимного страхования, организованное самими застройщиками. По закону застройщик имеет право в качестве защиты выбрать либо страхование, либо банковскую гарантию. Но недавно появилась идея все это отменить, и взамен создать некий компенсационный фонд.
– Кто вышел с такой инициативой?
– С этой идеей вышло министерство строительства РФ. Руководству Минстроя показалось, что деньги у страховщиков и банков используются неэффективно, поскольку до сегодняшнего дня не было заявлено крупных убытков. И Минстрой вышел с инициативой к руководству страны о создании компенсационный фонд при министерстве, который с успехом сам сможет защитить интересы дольщиков.
– А в каком объёме они собираются создать этот фонд? Хватит ли этих денег, чтобы покрыть какой-нибудь катастрофический убыток?
– В проекте закона о компенсационном фонде планируется отчислять 1% от общей суммы финансирования строительства объектов. Примерный объём жилищного строительства по стране оценивается примерно в триллион рублей, следовательно емкость фонда составит 10-12 млрд р. Этих денег может хватить на 30–35 домов, исходя из сегодняшних цен в строительстве. Иными словами, банкротство одного среднего застройщика полностью исчерпает возможности этого фонда. По нашим оценкам емкость такого фонда должна быть не менее 150 млрд р. Такие деньги с дольщиков собрать невозможно.
– Что планируют предпринять страховщики в связи с этой инициативой?
– Поскольку решение о создании компенсационного фонда уже принято, нужно попытаться как-то увязать его с действующими на сегодняшний день инструментами защиты дольщиков: страхованием и банковскими гарантиями. Суть предлагаемой концепции такова. Оставить за страховщиками и банками оценку риска и ответственность по страховому событию, а в компенсационный фонд производить отчисления от собранной брутто-премии или, случае продажи банковской гарантии, – от стоимости гарантии. Таким образом вновь созданный фонд не дублирует функции страховых компаний и банков, экономит на текущих расходах и выполняет важную роль дополнительной емкости в этом сегменте страхования.
– Если удастся создать такую конструкцию, возрастут ли затраты застройщиков?
– Расходы застройщиков останутся прежними, поскольку отчисления будут производить банки и страховщики из своих доходов 1% в соответствии с законодательством. Иными словами – передавать часть резервов.
– И какова же будет роль фонда? В каких случаях он будет участвовать в выплатах?
– В случаях, когда страховщик не может в полном объёме выполнить свои обязательства, либо если произойдёт какой-то катастрофический убыток выше страховой суммы.
– Какие мероприятия готовят страховщики для продвижения своей концепции?
– Мы обсуждаем эту проблему с ВСС в надежде на поддержку. Мы надеемся, что ВСС сможет предотвратить отмену такого разумного и эффективного механизма защиты дольщиков, как страхование. Мы хотим привлечь внимание всех страховщиков, аккредитованных по этому виду страхования, чтобы выработать единую позицию. В частности наша компания хочет выйти с предложением создать при Минстрое консультативный совет, в который войдут и представители Минстроя, и страховщики, и банки, общественные организации (ВСС, Торгово-промышленная палата и.т.п.), представители научных кругов. Цель создания такого совета – разработка методологии создания такой системы защиты дольщиков, которая была бы приемлема для государства и интересна коммерческому рынку.
Беседовала Елена Фельгенгауэр