Страховой бизнес в эпоху перемен
– Выступая в прошлом году на форуме «Страховой рынок в эпоху перемен», я отмечал излишний пессимизм экспертов. И действительно, 2016-й оказался не таким тяжелым, как предсказывали. Российский бизнес адаптировался к сложившейся ситуации в экономике, а в некоторых отраслях кризис, наоборот, способствовал росту отечественного производства. Активно развиваются сегменты рынка, связанные со средним бизнесом, с АПК, полным ходом идет строительство, а значит, развиваются сопутствующие отрасли. Рост малого и среднего бизнеса происходит даже несмотря на то, что банки неохотно кредитуют бизнес, опасаясь невозвратных долгов. И на мой взгляд, пришло время для более плотного диалога, доверие должно возвращаться.
Страховой рынок также выстоял, видны позитивные тенденции. Некоторые виды страхования демонстрируют рост. Например, сегмент страхования путешествующих по России в ВСК вырос с 3 до 96 тысяч полисов за год. Произошло перераспределение спроса с выездного туризма на внутренний.
По-прежнему хорошо чувствует себя добровольное медицинское страхование, которое стабильно находится в положительной зоне. ВСК активно развивает это направление: по итогам первого полугодия мы собрали премий на 21% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года, прирост составил 500 млн рублей.
Несмотря на значительное падение объема продаж автомобилей сегмент автокаско потерял всего 7,5% и быстро восстанавливается. При этом ВСК, например, вообще показывает положительную динамику по сборам (+2%) и уверенно наращивает долю рынка каско.
В целом автострахование достаточно стабильно. По ОСАГО мы ведем сбалансированную политику приема рисков на страхование, контролируем «токсичность» региональных рынков и делаем упор на своевременность и полноту выплат, тем самым минимизируя количество обращений клиентов к «автоюристам».
Конечно, есть юристы, которые действительно помогают гражданам в разрешении сложных спорных ситуаций, но достаточно большая часть действует исключительно в своих интересах. Это явление – настоящий бич для страховщиков, тормозящий эффективное развитие сегмента ОСАГО. Вместе со страховым сообществом мы стараемся переломить сложившуюся негативную ситуацию.
– Поможет ли решить эту проблему переход к натуральному возмещению ущерба в ОСАГО?
– Безусловно, это поможет победить автоюристов, у которых фактически не будет возможности получать свои судебные доходы. При этом натуральное возмещение принесет выгоду и потребителю, так как будет производиться без учета износа автомобиля.
Еще один плюс этой реформы - отношения между страховыми компаниями и сервисами станут прозрачнее. Многим теневым ремонтным центрам придется начать играть по всем правилам легального бизнеса. Все потоки денежных средств будут четко контролироваться, возрастет налоговая база, что благоприятно и для государства в целом.
Конечно, у страховщиков появится дополнительная ответственность за сроки и качество ремонта автомобиля. Однако у нас уже сейчас выстроена системная работа со станциями: мы работаем только с теми, кто соответствует всем стандартам сервиса и готов гарантировать качество предоставляемых услуг.
– Хотелось бы поговорить про рынок автокаско. Для многих было неожиданным, что результаты по прибыльности этого вида оказались гораздо лучше, чем ожидали.
– Три года назад мы одни из первых стали предлагать клиентам программы с франшизой. В тот момент потребители были не в состоянии покупать каско в классическом варианте, и это решение позволило нам сохранить и нарастить клиентскую базу. По результатам первого полугодия 2016 года на фоне общего падения рынка автокаско мы показываем положительную динамику по сборам и хороший уровень рентабельности.
При этом хочу заметить, что как только у страховщиков начинает улучшаться ситуация с убыточностью, растет маржа по какому-то виду страхования, в обществе традиционно звучат комментарии, а за счет чего? Возможно, «они там делают что-то не то». Вряд ли кто-то из сомневающихся задумывается о том, что полученная маржа от одного вида страхования должна компенсировать убытки от других 17-ти. А задача любого акционерного общества – это развитие бизнеса, увеличение капитала и формирование достаточных резервов для того, чтобы отвечать по своим обязательствам не только сегодня, но и завтра.
Именно поэтому я всегда выступаю за сбалансированное развитие страхового рынка, которое сможет обеспечить условия для здорового функционирования компаний и повышение уровня доверия потребителей к индустрии. Этими вопросами у нас занимаются и ЦБ, и Минфин, и Минэкономразвития, но к сожалению, ситуация еще далека от идеальной.
– Ну, у регулятора есть KPI, есть концепция развития, и есть дорожные карты, которые он обязан выполнять. А там один из пунктов – как раз рентабельность страховых компаний.
– За 25 лет работы на этом рынке я принимал участие в разработке нескольких концепций его развития. Увы, эти идеи не удалось воплотить в жизнь. В новой концепции действительно есть KPI, но их выполнение снова не контролируется.
Сегодня мегарегулятор – серьезный орган, и мы ждем от него серьезных решений. Считаю, что необходимо создавать условия для повышения маржинальности и капитализации страховых компаний, а также снимать с них избыточную нагрузку.
Одно из последних нововведений – создание «Единого агента», который отчасти спасает ситуацию на рынке, но при этом реализуется за счет бизнеса. Переход на новый план счетов и новый формат отчетности – безусловно, необходим для рынка, но также требует вложений. И никого не интересует вопрос об источнике финансирования.
В итоге хотелось бы четко понимать, к чему регулятор хочет привести страховой рынок. И здесь, как никогда, важен открытый конструктивный диалог и активное вовлечение участников профессионального сообщества.
– А если посмотреть шире – чего не хватает в дискуссиях не только с регулятором, а вообще с властью?
– В целом не хватает понимания, какой государственный орган должен отвечать за развитие страховой отрасли. На протяжении долгих лет доля страхования в ВВП России очень мала. Все это понимают, но системной работы в направлении развития нет. Давно назрела необходимость во внедрении страхования профессиональной ответственности, в поддержке страхования жизни и ДМС, популяризации страхования жилья – формировании страховой культуры в целом.
– Сейчас в такой активной фазе организационные вопросы по созданию СРО и, в принципе, до конца года оно уже должно быть создано. Что может в первую же очередь сделать СРО? Чего можно ожидать?
– Думаю, что СРО на страховом рынке нужны дополнительные свежие силы, тогда можно будет рассчитывать на какой-то серьезный результат. Нужны новые люди, которые будут реально заниматься решением проблем рынка, взаимодействовать с регулятором и правильно выстраивать работу внутри сообщества.
Также не стоит забывать о региональных компаниях, которым сейчас требуется помощь. Иначе совсем скоро мы придем к парадоксу – в России могут остаться только несколько крупных федеральных игроков. Меня это совсем не радует, потому что рынку нужны крепкие серьезные региональные страховщики, которые создавали бы конкуренцию федеральным компаниям.
И в Европе, и в Штатах работают сотни тысяч страховых компаний, не мешая друг другу. При этом и продукты, и сервис сильно ушли вперед. Здоровая конкурентная среда только стимулирует развитие отрасли, заставляя компании находить лучшие решения, автоматизировать процессы и повышать качество сервиса.
– Возвращаясь уже непосредственно к планам компании, какие основные перспективы вы видите в ближайший год: какие вызовы, какие задачи? Можете ли уже дать оценку завершившейся сделке с группой «САФМАР»?
– На сегодняшний день мы оцениваем перспективу развития компании как достаточно серьезную. Прежде всего, сформирована профессиональная команда - в Москве и в филиалах, - значительно выросли компетенции, разработана долгосрочная стратегия. Мы серьезно ориентированы на лидерство и на увеличение доли компании на рынке при одновременном улучшении показателя маржинальности бизнеса и уровне комбайна менее 100%.
Конечно, для топ-менеджмента это достаточно серьезный вызов. И цели амбициозны, и ситуация в экономике не самая благоприятная, высокие требования предъявляет регулятор, дополнительно контролируют работу внешние аудиторы и рейтинговые агентства из «большой тройки». Но мы справляемся: ежегодно успешно проходим аудит у PwC и подтверждаем национальный рейтинг надежности в агентстве RAEX на уровне А++. В этом году дополнительно получили международный рейтинг Fitch ВВ- со стабильным прогнозом. Я убежден, что трудности закаляют и помогают в развитии.
В этом году у нас состоялась сделка с финансовой группой «САФМАР». Считаю, что и для компании, и для российского рынка в целом, это событие знаковое. В текущих рыночных условиях активный рост возможен за счет консолидации бизнеса, поэтому было принято решение объединить наши страховые активы. Мы ожидаем, и на самом деле уже начали ощущать, серьезный синергетический эффект от объединения наших компетенций.
При этом и в моей практике, и в практике акционеров САФМАР ситуация нетипичная: контроль работы компании остается за мной, хотя стратегические решения мы принимаем коллегиально. После сделки в обновленный состав совета директоров вошли представители группы, которые активно влияют на принятие решений.
– Пришлось ли что-то пересматривать в стратегии развития компании из-за новых акционеров?
– Нет
– Она осталась абсолютно такой же?
– Да. Когда приобретается актив, вместе с ним приобретаются и имеющиеся компетенции. Почему была выбрана ВСК? Потому что есть доверие к команде, обозначенному курсу развития. Акционеры посчитали, что выбранную стратегию нужно усиливать, но принципиально не изменять.
– Ваша сделка – самая крупная, наверное, за последние несколько лет. Можно ли ожидать, что будут еще крупные сделки на рынке?
– Думаю, они будут обязательно.
– А в принципе, на страховом рынке есть сейчас компании какие-то интересные для инвесторов?
– Конечно, есть. В первую очередь, это рыночные компании с понятным менеджментом и стратегией. Вопрос в том – будут ли инвесторы заинтересованы в российском рынке, или зона их интересов будет лежать за пределами страны.
– Интерес иностранных инвесторов к российским страховщикам вообще может возродиться? Потому что последние 5–6 лет такой единственный тренд – это сокращение, уход. Что вообще должно произойти, чтобы интерес с их стороны снова появился?
– Основная причина, по которой иностранным инвесторам пришлось свернуть свой бизнес в России, заключается в том, что они вышли на этот рынок без глубокого понимания специфики региона. Дескать, все сами знаем и умеем.
Но думаю, что ситуация с присутствием иностранных инвесторов все же изменится, в том числе и после отмены санкций. Уже сейчас есть интерес со стороны западных компаний. Возможно, вначале это будет приобретение небольших пакетов в 10-20% для оценки перспектив работы в России. Я встречался в прошлом году с представителями одной европейской компании, которая планирует выйти на наш рынок. Абсолютно точно, есть и другие, хотя не думаю, что это будут большие игроки вроде «Альянса» или «Цюриха».
– Ну и три коротких блиц вопроса. Первый: какой вид на рынке может показать наибольший прирост по итогам года?
– Очевидно, драйвером роста в этом году является страхование жизни. Хорошую динамику показывают такие виды, как имущество физических лиц, ОСАГО и НС. Есть потенциал в развитии ДМС в части работы с физическими лицами.
– Второй вопрос: каково главное достижение компании в этом году, что удалось сделать такого грандиозного, чем за год можно уже гордиться?
– Таких достижений несколько. Во-первых, состоявшаяся сделка с группой «САФМАР». Во-вторых, мы получили рейтинг Fitch BB–, вступив в клуб компаний с международными рейтингами. В-третьих, во второй раз стали обладателями премии «Компания года». Вместе с этим, планируем выйти на хороший финансовый результат и прибыль по итогам года. Ну и, конечно же, готовимся отметить очень важное для нас событие - 25-летний юбилей компании.
– Ну и последний вопрос. Какова ваша важнейшая задача на 2017 год?
– Приоритетной задачей компании всегда была и остается работа с клиентами - сохранение и развитие клиентской базы, повышение лояльности. Поэтому мы делаем фокус на внедрение новых продуктов и технологий для повышения уровня сервиса. Уже в ноябре запускается сервис по урегулирование убытков через сайт компании, а в новом году для наших клиентов будет доступен полноценный личный кабинет. Наряду с этим планируем активизировать работу в высокопотенциальных регионах.